«Яндекс» вышел в офлайн

«Яндекс» инвестировал в онлайн-агрегатор логистических служб MultiShip. На его базе будет организована сеть доставки товаров из «Яндекс.Маркета» по всей стране
«Яндекс» организует для магазинов не только витрину, но и доставку/ М. Стулов/ Ведомости

«Яндекс» сообщил, что инвестирует несколько миллионов долларов в агрегатор логистических служб MultiShip. Кроме того, поисковик покупает за $1 млн программное обеспечение MultiShip. Сделка предполагает, что разработчики MultiShip переходят в «Яндекс», а продуктовая и сейлз-команда остаются в MultiShip, уточнила пресс-секретарь «Яндекса» Ася Мелкумова.

К MultiShip подключены почти все крупные логистические службы страны - Axiomus, B2Cpl, Boxberry, CDEK, Maxima Express, PickPoint, QIWI Post, «Курьерсервисэкспресс», Pony Express, говорится в сообщении «Яндекса». Через этот сервис интернет-магазины могут работать с любой из них без отдельного договора и технической интеграции, а все расчеты ведутся через MultiShip. Сервис зарабатывает на скидках от логистических служб, которые предлагают MultiShip выгодные тарифы, сказал «Ведомостям» совладелец этого проекта Бадма Будаев. С платформой работают 300 интернет-магазинов, через нее можно отправлять заказы в 40 000 населенных пунктов.

Приобретенное ПО будет использоваться для расчета сроков и стоимости доставки на «Яндекс.Маркете» - там появится специальный виджет. «Яндекс.Маркет» - сервис, на котором можно найти товары, сравнить цены на них и перейти на сайт магазина. Осенью прошлого года «Яндекс» предложил магазинам новую модель партнерства - оплату не только за переход пользователя на сайт магазина, но и за уже сделанный заказ прямо на страницах «Яндекс.Маркета».

Рынок интернет-торговли в России растет в основном за счет регионов, но его развитию мешают проблемы в логистике, говорит руководитель «Яндекс.Маркета» Алексей Авдей: небольшие магазины не могут сами организовать доставку по стране. «Вкладывая деньги в MultiShip, мы хотим наладить нормальную коммуникацию интернет-магазинов с покупателями из любого города», - объясняет он.

«Яндексу» нужно было выбрать логистическую платформу, чтобы увеличить прибыльность инфраструктуры, рассуждает основатель компании «Главстарт» Аркадий Морейнис: «Если раньше «Яндекс» брал деньги с продавца за клик, то в перспективе получит прибыль от продажи товара и процент от доставки». Эта модель похожа на Amazon: покупатель может выбрать товар, оплатить его и оформить доставку на одной торговой площадке с большим количеством участников, заключает он. «Яндекс» ищет способы монетизировать свои платформы за счет предоставления дополнительных услуг, говорит аналитик «Уралсиба» Константин Белов. Поисковик, по его словам, пытается диверсифицировать бизнес, чтобы зарабатывать на чем-то еще кроме рекламы.

«Яндекс» забирает у интернет-магазинов две функции - продажи и доставки, оставляя только функцию поставщика товара, по отношению к рынку электронной коммерции это не самый дружественный шаг, считает президент Ассоциации по развитию электронной коммерции (АРЭК) Герман Клименко: «Магазины борются за покупателя, ставят разные цены за счет договоренностей с партнерами. Когда «Яндекс» все замыкает на себя, у продавцов не остается таких возможностей». С точки зрения покупателя, магазины перестают существовать как отдельные бренды и явления, соглашается Морейнис: «Яндекс.Маркет» становится виртуальным продавцом, где ищут и покупают товары.