Дело с неприятелями

Сегодня предприниматели стараются не дружить с подчиненными и партнерами, чтобы не повторять ошибок тех, кто начинал в 1990-е и строил компании с приятелями, а потом неизбежно сталкивался с выбором - либо бизнес, либо дружба
А. Таранин

С недавних пор молодые бизнесмены придерживаются строгого правила - не нанимать на работу друзей и родственников и эта тенденция усиливается с каждым годом, рассказывает Галина Сартан, гендиректор консалтинговой компании Katarsis Business Group. «Такой принцип построения команды многое упрощает: легче управлять людьми и заменять их, если вас не связывают никакие отношения, кроме деловых», - замечает она.

Дружить или не дружить

С друзьями работать трудно, ведь зачастую они считают, что у них есть прошлые заслуги, которые оправдывают любые косяки, убежден Эдуард Остроброд, вице-президент компании Sela, которая выросла из семейного бизнеса. Сын одного из основателей компании, он возглавил московский офис в 2012 г. В наследство Остроброду досталась корпоративная культура, в которой дружеские и родственные связи имели огромное значение. Среди персонала оказалось немало тех, кто начинал с его отцом строить компанию. Некоторые из них выполняли свои обязанности и не пытались использовать дружбу с боссом, чтобы добиться каких-либо поблажек, а другие, наоборот, держались как люди «на особом счету». К сожалению, людей второго типа оказалось больше, и с ними пришлось расстаться. «Это трудно делать, ведь люди стояли у истоков бизнеса, но, как менеджер, я должен защищать не личные симпатии, а интересы бизнеса, его финансовые показатели», - рассказывает Остроброд. По его словам, команда топ-менеджеров Sela за последние годы обновилась почти полностью. «Впрочем, если человек работает честно, не стоит рушить дружбу и поводов отказываться от работы вместе с ним нет», - считает он.

Лояльный парень - не профессия

Первая попытка попробовать себя в бизнесе и создать архитектурно-строительную компанию у Вениамина Бакалинского провалилась именно из-за того, что это был бизнес с друзьями. В партнеры он позвал старых приятелей, двух архитекторов из Киева. Уже во время работы над первым заказом их дружбе пришел конец, впрочем, как и бизнес-партнерству.

Сейчас, 10 лет спустя, у Бакалинского свое бюро переводов iTrex, на которое работает 15 штатных и 2500 внештатных переводчиков. Теперь он придерживается мнения, что дружить с сотрудниками - не самая правильная стратегия: «Это часто расслабляет их, меняет отношение к рабочим обязательствам: дескать, мы же друзья, значит, можно простить друг другу небольшие слабости. И друзья не штрафуют друг друга за нарушения». Да и сотрудники далеко не всегда готовы дружить с руководством, некоторые чувствуют себя в этой ситуации уязвимыми.

Делать бизнес с друзьями и родственниками - самоубийство, соглашается Максим Яремко, основатель компании «Мое дело», которая развивает сервис интернет-бухгалтерии. «Среди коллег и подчиненных у владельца могут появляться товарищи, с кем приятно проводить время и общаться неформально, но хороший лояльный парень, к сожалению, не специальность. Единственной разновидностью подобного совместного бизнеса могут быть семейные подряды, когда муж и жена строят бизнес вместе, - таких успешных примеров видел несколько, а все остальное обречено на проблемы и провалы», - уточняет Яремко.

Свита больше не нужна

Раньше у владельцев была потребность иметь своего человека «снизу». Только такой проверенный друг мог доносить до начальника информацию о том, что происходит в компании, без прикрас и порой только для этого его и держали, рассказывает Остроброд. Однако сейчас менталитет наемных сотрудников изменился и рассказывать о проблемах владельцу многие могут свободно, коллектив их уже не считает из-за этого стукачами, объясняет он. Именно такая практика и сложилась в компании Sela. Так что надобность в такой свите приближенных отпала.

Остроброд предпочитает сохранять удобную для него дистанцию с подчиненными. «Ходить на дни рождения друг к другу, выпивать, ездить отдыхать вместе семьями, думаю, не стоит», - говорит он. Хотя на свою свадьбу, на которой присутствовало 350 гостей, топов из своей компании он пригласил. «У евреев и горных народов свадьбы многолюдные, поэтому я не считаю, что это какое-то интимное событие для ближнего круга», - смеется Остроброд. Но для всех граница интимности своя, добавляет он.

Держаться с сотрудниками совсем отстраненно тоже крайность, уверен Бакалинский: «Мне должно быть приятно общество людей, с которыми я работаю, без позитивных эмоций это невозможно». Поэтому отношения у руководства и сотрудников не строго формальные. «Мы дружески общаемся, и не только по работе, - объясняет Бакалинский. - Но есть четкая грань, за которой оканчиваются отношения «начальник - подчиненный». Потому что на мне и других руководителях лежит ответственность за весь бизнес, а на каждом сотруднике - за его часть. И покрывать дружбой непрофессионализм или лень - значит поставить под удар весь коллектив».

А вот дружить с подчиненными в социальных сетях, например в Facebook, совсем другое дело, убеждены эксперты. «Это не только не противоречит моим правилам, но и помогает в работе, - рассказывает Бакалинский. - Я считаю, что мне выгоднее быть публично доступным. Ведь общение в соцсетях позволяет поддерживать эмоциональный контакт, но никак не вредит отношениям». Правда, это не подходит тем руководителям, которые не хотят публично отвечать на кучу проблемных вопросов и провокаций, добавляет он.

Когда свои не помешают

Нынешние стартаперы даже в соучредители предпочитают все чаще приглашать незнакомых людей. Появились сервисы вроде службы знакомств Founder2be - специально для тех, кто ищет бизнес-партнеров. Но с соучредителями и инвесторами все гораздо сложнее. В большинстве случаев свои первые инвестиции люди находят среди родных, близких и любимых, напоминает Герман Клименко, основатель сервиса статистики Liveinternet. «Партнер, который не знает соискателя близко, очень удобен. Ему можно пустить пыль в глаза презентацией и красивыми словами, - считает он. - Но надо помнить, что вам придется с ним достаточно долго «жить». Безусловно, вы знаете, что мать, отец, брат или друг детства знают вас как облупленных. Будут попрекать, спрашивать, мешать, беспокоиться за свои деньги и тем самым создавать вам неудобства. Но вряд ли они побегут при малейшей панике в полицию с заявлением о мошенничестве. Конечно, продавать свой автомобиль друзьям все равно нельзя, но в дело, особенно первое в своей жизни, идти с посторонними людьми я бы не рекомендовал».