Республика: Обиды оптоволоконного кабеля


Одно из самых удивительных свойств интернета - и телекоммуникаций вообще - называется «сетевая нейтральность». Суть принципа в том, что провайдеры, поставляющие контент, не могут его дискриминировать. Мегабайт электронной почты грузится при прочих равных с той же скоростью, что и мегабайт ролика на YouTube, а личная фотография проходит по проводам так же быстро, как рекламный баннер. Оптоволоконные провода пропускают информацию не глядя.

По распространенному мнению, сетевая нейтральность была залогом стремительного развития потребительского интернета и все компании, производящие контент, заинтересованы в сохранении status quo. Провайдерам, напротив, выгодно, чтобы именно они решали, какую информацию и с какой скоростью будет получать потребитель. Им не нравится ситуация, когда они несут основные затраты на поддержание инфраструктуры, а интернет-компании занимаются высокомаржинальным контентным бизнесом. И хотя кабельное телевидение в деталях отличается от интернета (со временем все меньше), именно в этом контексте имеет смысл рассматривать инцидент с телеканалом «Дождь».

Совладелец провайдера «Акадо» и президент Ассоциации кабельного телевидения Юрий Припачкин мотивировал отключение «Дождя» коммерческими соображениями: угрозой бойкота со стороны «ряда абонентов». Представитель «Акадо» Денис Рычка был откровеннее: в интервью Forbes он рассказал, что компанию не устраивает бизнес-модель, «когда телеканалы сначала распространяются через операторов бесплатно для абонентов, а потом переходят на платную основу». Руководитель телеканала Александр Винокуров уверяет, что никаких контрактных договоренностей не нарушал.

В данной ситуации у «Акадо» есть понятный коммерческий интерес тактического свойства: прекратить отношения с ненужным контрагентом, воспользовавшись шумихой вокруг канала. Но есть и стратегический интерес. Любой владелец кабеля жизненно заинтересован в том, чтобы решать, кому предоставлять свои пропускные мощности и на каких условиях. В зарегулированной отрасли никому из кабельных операторов не нужен колхозный рынок, им нужен супермаркет.

Как и другие сети, «Акадо» продает не только пакеты телеканалов, но и доступ к интернету. Возможность регулировать интернет-трафик - это золотая жила, на фоне которой вся выручка телеканала «Дождь» - сущие копейки. Вот если бы можно было по своему желанию отключать популярные сайты, это вывело бы бизнес кабельщика на новые горизонты. Можно будет брать деньги не только с потребителя, но и с производителя контента.

В этом свете история с «Дождем» представляется очень логичной. Мифические обозленные пользователи - только повод для действий: еще ни один бойкот в России не имел никаких коммерческих последствий. Угроза отключения телеканала - пробный аргумент в долгом и дорогом споре о сетевом нейтралитете.

Кому-то покажется странным, что оптоволоконный кабель проявляет обидчивость и борется за историческую память. На самом деле в этом нет ничего удивительного. Оптоволоконный кабель полагает, что общество его сильно недооценивает, и все время ищет способы на это намекнуть.