Всюду наши

На завершающемся сегодня международном кинофестивале в Роттердаме показали всего три российские картины, но есть ощущение, что их было гораздо больше
«Еще один год» Оксаны Бычковой: узнаем Чертаново родное/ International Film Festival Rotterdam

Возможно, это похоже на патриотическую паранойю, но в самых разных программах фестиваля в Роттердаме отчетливо виден малообъяснимый русский след.

То мелькнет брутально дублированный на немецкий Владимир Машков на домашней плазме у героя конкурсной картины «Потерять себя» - фильм рассказывает об успешной публичной интеллектуалке, заболевшей менингитом и потерявшей память, но в какой-то момент ее терпеливому мужу приходит в голову отвлечься от ухода за женой и посмотреть криминальную мелодраму «Танцы в «Голубой игуане», где Машков сыграл первую заокеанскую роль.

То половина другого конкурсного кино, дамской документальной комедии «Долго и счастливо», окажется снятой в Москве. Перед рождением ребенка сербский режиссер Татьяна Божич решает навестить всех своих бывших - расспросить, в чем она была неправа, и понять, как сохранить новый, дорогой ей союз. Молодость Божич провела за учебой на Высших режиссерских курсах - соответственно, и бойфренды практически все оттуда. Художник Павел, неуловимо напоминающий Пепперштейна. Артист Алексей, судя по фотографиям, в юности активно снимавшийся в постперестроечном параллельном кино, а сейчас, судя по уплотнившейся фигуре, бросивший это сомнительное дело. Немецкий режиссер Франк, тоже учившийся в России. И англичанин Джейкоб - ведущий экономист российского отделения Morgan Stanley. Большое количество исковерканной русской речи придает этой милой, но не самой значительной картине дополнительное обаяние.

Бывший директор музыкального фестиваля «Сонар» Серхио Кабальеро, побеждавший в Роттердаме три года назад с мистической юмореской «Край света» о паре странствующих привидений, представил во втором по важности конкурсе «Светлое будущее» квазидокументальный сюрреалистический трип «Дистанция», и вовсе снятый на заброшенной электростанции в Сибири. В «Крае света» появлялись представители русской общины Мадрида - в «Дистанции» (название на плакатах пишется на языке Толстого и Чехова) присутствует трио таинственных сибирских карликов, напоминающее отечественному зрителю не только о Линче, но и о Гайдае.

Испанский фильм, которому в отличие от эксцентричной «Дистанции» повезло попасть в основной конкурс, - режиссерский дебют продюсера Луиса Минарро. В нулевые он приложил руку к фестивальной волне «южноевропейских тихих» - не без его участия были сняты картины Алехандро Алонсо и Альберта Серры. Визуально «Падающая звезда» чрезвычайно походит на «Историю моей смерти» - свежую триумфальную картину того же Серры, а сюжетно - на любую королевскую кинобиографию с грустным концом. Хоть на тягучую киноповесть Глеба Панфилова «Романовы. Венценосная семья», хоть на прыгучую «Марию Антуанетту» Софии Копполы. Воспитанного итальянца Амадея Савойского призвали править бурлящей Испанией в 1870 г. Он приезжает в Мадрид, полный реформаторских планов, но ему объясняют, что главное его дело - не выходить из дворца. Дело закончится буржуазной революцией, провозгласившей первую испанскую республику. А пока Амадей, в кадре невероятно похожий на российского артиста Игоря Петренко, а вне его, на исторических портретах, - на последнего российского императора, грустно ходит по дворцу и поедает изысканные блюда, которые подают ему лукавые царедворцы, не гнушающиеся использовать дыню для плотских утех перед подачей на стол.

Что до второго фильма собственно российского производства, мелодрамы Оксаны Бычковой «Еще один год», которая борется за престижную награду Big Screen Award, - он собрал полные залы. Возможно, на волне позитивного сарафанного радио от тех, кто посмотрел и одобрил конкурсный российский фильм «Комбинат «Надежда», произведенный теми же сценаристами - Натальей Мещаниновой и Любовью Мульменко. История о том, что антропологическая, культурная и социальная непохожесть одной человеческой особи на другую сильнее самой мощной любви, укомплектована на редкость живыми диалогами и ситуациями и снята совершенно воздушно - предыдущие работы Бычковой «Питер ФМ» и «Плюс один» этой в подметки не годятся. Следует запомнить имена как минимум двух дебютантов - актрисе Надежде Лумповой явно грозят многочисленные награды за лучшую женскую роль (если и не тут, то в России точно), а Кирилл Бобров, занимавшийся цветокоррекцией в фильмах Хлебникова и Бакурадзе, оказался грандиозным оператором-постановщиком.

Роттердам