Бонусы становятся сложнее

На каждую попытку властей сократить бонусы банки придумывают хитроумный способ, как обойти ограничения. Не справиться им разве что со снижением прибыли

Британские регуляторы одобрили новый компенсационный план Goldman Sachs, рассказали WSJ люди, знакомые с ситуацией в банке. Новый способ начисления вознаграждений - попытка адаптироваться к вступившему с января в силу правилу ЕС, ограничивающему бонусы банкиров двумя размерами их годовой зарплаты. Банки увеличивать зарплаты не хотят, поскольку из-за этого растут их постоянные расходы, и вынуждены придумывать новые механизмы выплаты компенсаций.

Goldman будет выплачивать персоналу часть вознаграждения в виде ежемесячных траншей, размер которых будет устанавливаться в начале года. Эти выплаты не связаны с результатами работы сотрудника, но могут меняться в зависимости от экономической ситуации. Отчисления в пенсионные планы из этих денег производиться не будут, но зато они будут учитываться в качестве постоянного дохода при начислении бонусов.

Другие банки тоже решают эту проблему. Адаптация к новым правилам ЕС - «очень непростая задача», говорит гендиректор UBS Серджио Эрмотти: «Я не вижу здесь другого способа для банков, как перевести сотрудников в Нью-Йорк или Азию». У UBS масштабный инвестбанковский бизнес в Великобритании. Некоторые банки выжидают и хотят сначала посмотреть, какие шаги предпримут конкуренты и как СМИ воспримут новую структуру вознаграждения банкиров, отмечает партнер юридической фирмы Allen & Overy Марк Мэнселл.

По оценке Европейского банковского управления (EBA), средний бонус британских банкиров, зарабатывающих более $1 млн, в 2012 г. в 3,7 раза превышал их фиксированную зарплату. Британское правительство подало иск в суд ЕС с требованием отменить ограничения на бонусы.

Некоторые страны континентальной Европы, напротив, ужесточают ограничения. Нидерландское правительство планирует ограничить бонусы местных банкиров 20% их фиксированной зарплаты. По всей вероятности, лондонские банкиры и трейдеры будут получать больше, чем сотрудники аналогичного ранга в таких городах, как, например, Франкфурт, отмечает топ-менеджер инвестбанка США с большими операциями в Великобритании. В 2012 г. в Лондоне было втрое больше банкиров, зарабатывающих от $1 млн, чем в остальных странах ЕС вместе взятых.

Гендиректор Goldman Ллойд Бланкфейн заработал в 2013 г. $23 млн по сравнению с $21 млн годом ранее. Для сравнения: в докризисном 2007 году Goldman заплатил Бланкфейну $70 млн. Фиксированная зарплата Бланкфейна в 2013 г. составила $2 млн, еще $6 млн он получил в виде денежного бонуса, оставшиеся $14,7 млн - в виде акций с ограничениями. Президент Goldman Гэри Коуэн и финдиректор Харви Шварц заработали по $21 млн.

JPMorgan заплатил своему гендиректору Джеймсу Даймону в 2013 г. $20 млн, Morgan Stanley - Джеймсу Горману $6,5 млн.

По оценке Emolument.com, Goldman, Citigroup, Morgan Stanley, Credit Suisse и Bank of America увеличили вознаграждение лондонским сотрудникам в 2013 г. на 7% и на те же 7% сократили вознаграждение управляющим директорам. Соотношение бонусов к зарплате лондонских управляющих директоров снизилось со 140 до 123%, что может означать, что инвесторы недовольны дивидендами. Но в посткризисной конъюнктуре с жесткими регулирующими мерами банкам все труднее будет зарабатывать высокую прибыль, и этот фактор им будет сложнее обойти при начислении бонусов, чем ограничения регуляторов.