Человек недели: Эльвира Набиуллина

М.Стулов/ Ведомости

Тонет корабль. Шторм, пробоина в днище, но капитан ведет судно прежним курсом в эпицентр урагана и убеждает пассажиров, что все в порядке. Вода уже заливает каюты, а он продолжает объяснять, что фундаментальных причин тонуть нет, а курс верный. И вот тут-то начинается паника, потому что капитану уже никто не верит.

Набиуллина и ее первый зам Ксения Юдаева, безусловно, блестящие экономисты. Набиуллина вызвала мое глубокое уважение, когда я узнал, как она билась на совещании у Путина против решения забрать в бюджет накопительные взносы за 2014 г. Будет включено кризисное мышление, пыталась донести она очевидную мысль.

Сейчас кризисное мышление включают многие действия и слова топ-менеджеров Центробанка. ЦБ слишком долго молчал, а когда начал объяснять, что же происходит с рублем, выглядел неубедительно. Не успокоят людей слова о том, что все дело в ФРС и Китае, курс формируется рынком, а ЦБ таргетирует инфляцию. Зато подпитают панику слова Юдаевой о том, что некоторая волатильность рубля может помочь экономике. Особенно если эти слова звучат на фоне отказа ЦБ от целевых интервенций.

Повлиял на настроения и двойной эффект ослабления рубля и зачистки банковской системы. Очередная жертва - «Мой банк». Оперировать банковскую систему нужно, но перед операцией пациента готовят к ней, а иногда и откладывают хирургическое вмешательство, чтобы укрепить его здоровье. Возможно, ЦБ стоило бы сделать паузу.

Набиуллина возглавила ЦБ в очень сложной ситуации - стагнация экономики, давление на рынки и многочисленные проблемы в финансовой системе. Далеко не любой самый блестящий экономист и опытный чиновник сможет стать хорошим центробанкиром (разумеется, для этого нужно еще и время), особенно в столь сложный момент. Иногда приходится немного отклониться от верной теории (конечно же, курс должен формироваться рынком, нужно идти к таргетированию инфляции и санировать банковскую систему). А чтобы регулировать рынок, необходимо влиять на настроения его участников и населения, понимая, что люди далеко не всегда ведут себя рационально.

Я не сторонник некоего особого пути, но особенности нельзя не учитывать. В России еще долго люди будут смотреть на изменение котировок, как на сводки с фронта, потому что еще 10 лет назад получали зарплату в валюте, а 20 лет назад ценники были долларовыми. У людей есть накопления и кредиты в валюте. Они пережили девальвацию, гиперинфляцию и деноминацию, теряли вклады. Он помнят и 1998, и 2008 гг. У населения нет еще доверия ни к банковской системе, ни к рублю, ни к власти. И Набиуллиной только предстоит его завоевать.