Ракетно-космическая промышленность: Умерить реформаторский зуд

Пережив кризис 2009 г. и ценовую войну с Минобороны 2011-2012 гг., оборонная промышленность вновь стоит на пороге очередного реформаторского пароксизма/ Д. Абрамов/ Ведомости

Интеграция ракетно-космической промышленности, последней нереформированной высокотехнологичной отрасли машиностроения, стартовала. Можно дискутировать о том, была ли выбрана оптимальная форма консолидации в виде создания Объединенной ракетно-космической корпорации (ОРКК) при сохранении функций заказчика и контроля за Роскосмосом, или же более эффективной оказалась бы предложенная бывшим главой космического агентства Владимиром Поповкиным госкорпорация, но это уже не имеет большого значения. Важнее даже не форма интеграции, а именно определенность и решимость начать давно назревшую и перезревшую реструктуризацию пребывающей в очевидном кризисе космической отрасли.

Но непоседливая мысль космических реформаторов бежит все дальше. Создание ОРКК кажется уже задачей недостаточно амбициозной и масштабной. Ракетно-космическая корпорация еще даже не начала формироваться, а Роскосмос, заручившись благожелательной расположенностью Военно-промышленной комиссии, уже вносит на рассмотрение президента проект создания в интересах воздушно-космической обороны и ракетных войск стратегического назначения суперконцерна в составе ОРКК, Концерна ПВО «Алмаз-Антей» и - совсем уж внезапно - корпорации «Тактическое ракетное вооружение». Пережив экономический и кредитный кризис 2009 г., ценовую войну с Министерством обороны 2011-2012 гг., с огромным напряжением сил налаживая крупносерийное производство в интересах российских Вооруженных сил, оборонная промышленность вновь стоит на пороге очередного реформаторского пароксизма. Нотка хлестаковщины, звучащая почти во всех инициативах вице-премьера Дмитрия Рогозина, достигает в этом прожекте тональности кафкианского бреда.

Вообще, объединение экономических субъектов имеет смысл, если в его результате повышается управляемость, улучшаются экономические показатели или достигается технологическая синергия. Решительно ничего из этого при учреждении ракетно-космическо-пэвэошного монстра не произойдет.

Практика создания существующих интегрированных структур показывает, что формирование холдингов занимает годы, если не десятилетия. Болезненная и конфликтная процедура установления контроля и подавления сепаратизма участников будущего холдинга, деликатнейший процесс интеграции научных школ, сложнейшая оптимизации производства - все это требует выдержки, такта и, самое главное, массы времени и усилий.

Даже создание ОРКК - это задача на годы вперед. И совершенно неясно, как предполагается интегрировать уже состоявшиеся, работающие полтора десятка лет компании и хаотичное месиво космических активов. При этом надо помнить, что и Концерн ПВО «Алмаз-Антей», и корпорация «Тактическое ракетное вооружение» (КТРВ) в настоящее время ведут напряженную работу по выполнению гособоронзаказа, причем по некоторым позициям рост объемов производства составляет десятки процентов в год. Само по себе наращивание производства такими темпами - весьма нетривиальная и сложная задача. Неизбежная в случае создания мегаколхоза дезорганизация приведет к срыву планов по оснащению российской армии современными средствами ПВО и авиационного оружия. Тяжелое финансово-экономическое состояние большинства компаний космической отрасли резко ухудшит положение ритмично работающих на сегодняшний день КТРВ и Концерна ПВО.

Наконец, от предполагаемого объединения не приходится ожидать и технологической комплементарности. Теоретически такая дополняемость была бы возможна при интеграции космической и авиационной промышленности. Впрочем, такой эксперимент отчасти был поставлен в период существования Российского авиационно-космического агентства и нельзя сказать, что контроль над двумя отраслями со стороны одного госоргана сильно способствовал технологической диффузии.

Выбранная в начале - середине нулевых годов стратегия по созданию контролируемых государством больших квазимонопольных холдингов только-только начала приносить свои плоды: санируются активы, идет масштабная технологическая модернизация, строятся новые современные производственные площадки, прогрессирует качество управления, выполняется взрывообразно растущий гособоронзаказ. Сложившаяся конфигурация российской оборонной промышленности, возможно, не идеальна, но работоспособна, и не надо ее трогать хоть какое-то время. Вместо суетливого реформаторского мельтешения в стиле «цель - ничто, движение - все», генерирования химерических проектов и эпатажных mots было бы неплохо заняться обычной черновой работой.