Фонды подождут

Суверенные фонды пока не будут пополняться - Минфин не станет торопиться с покупкой валюты, чтобы не помешать ЦБ поддерживать рубль

Из-за стремительного ослабления рубля Минфину пришлось поменять свои планы - он пока не будет покупать валюту на рынке для пополнения суверенных фондов, рассказал замминистра финансов Алексей Моисеев. Если Минфин сейчас начнет продавать рубли на рынке, он помешает ЦБ, объяснил Моисеев: «Довольно бессмысленно покупать валюту, когда Банк России продает ее на ежедневной основе».

Рубль стал резко падать в январе - ФРС ранее объявила о сворачивании монетарных стимулов, и инвесторы начали распродавать активы развивающихся рынков. Чтобы смягчить падение, ЦБ увеличил валютные интервенции: в январе продал $7,8 млрд и 586 млн евро - это в 2,2 раза и в 1,8 раза больше, чем в декабре. В прошлую пятницу объем интервенций достиг 64,3 млрд руб. - последний раз столько приходилось продавать осенью 2011 г. во время шторма на мировых финансовых рынках. С начала года рубль подешевел по отношению к доллару на 7,93%.

ЦБ планировал сократить свое вмешательство в курсообразование. Но не отказываться полностью от интервенций - они нужны для поддержания финансовой стабильности, заявила председатель ЦБ Эльвира Набиуллина.

Время для конвертации еще есть: Минфин должен перечислить деньги в фонды до 1 апреля, отметил Моисеев. Раньше Минфин конвертировал рубли в доллары для пополнения резервного фонда на нерыночной основе (путем обмена с ЦБ) и это никак не влияло на курс, напоминает главный экономист Sberbank CIB Евгений Гавриленков. Идея покупать валюту на открытом рынке возникла весной прошлого года, объясняет чиновник Минфина: через налоги или масштабные займы бюджет изымает много денег, создавая дефицит ликвидности, чиновники придумали выход - возвращать деньги через покупку валюты.

Сейчас Минфин ликвидность не забирает, находясь в таком же положении, как и другие участники рынка, отмечает Гавриленков: из-за дефицита ликвидности и возросших ставок (доходность ОФЗ сейчас превышает 8%) Минфин уже вторую неделю откладывает свои аукционы. Дефицит ликвидности на этот раз создает уже не Минфин, а ЦБ: «Центробанк, по сути, одной рукой предоставляет ликвидность через аукционы, а другой изымает через валютные интервенции». Если Минфин начнет продавать рубли и повысит спрос на валюту, он добавит ликвидность на рынок, но ее тут же заберет ЦБ, поддерживая рубль, так что эта операция не достигнет цели, заключает Гавриленков: «Несогласованность действий двух денежных регуляторов создаст хаос и еще больше запутает участников рынка».

Сам Минфин не собирается отказаться от этой идеи: возможно, удастся выйти на валютный рынок уже в середине февраля, надеется Моисеев. Если Минфин конвертирует рубли в доллары позже, значит, он позже вложит их в ценные бумаги, например в облигации казначейства США, - это может повлиять на доходность фондов. Но никакой трагедии не произойдет, успокаивает другой чиновник Минфина: доходность госбумаг США низкая, упущенная выгода будет небольшой, к тому же Минфин может и по старой схеме купить валюту у ЦБ.