Отсрочка для «АвтоВАЗа»

«АвтоВАЗ» хочет на треть - c 45 до 60 дней - увеличить отсрочку по расчетам за комплектующие и материалы. Поставщикам эта идея не нравится
Денис Абрамов/ Ведомости

«АвтоВАЗ» попросил своих поставщиков увеличить отсрочку по оплате комплектующих и материалов с 45 дней до 60, рассказали «Ведомостям» сотрудники двух контрагентов компании. Письмо с таким предложением предприятие получило в конце декабря 2013 г., уточнил один из них. «Кроме того, от некоторых поставщиков компания хочет добиться снижения стоимости комплектующих на 5%», - добавляет другой собеседник «Ведомостей».

Представитель «АвтоВАЗа» и его коллеги из альянса Renault-Nissan комментировать это не стали. Но вечером компания выпустила пресс-релиз о встрече президента «АвтоВАЗа» Бу Андерсона, вице-президента по закупкам Дамира Кашапова и топ-менеджеров Renault-Nissan с представителями компаний-поставщиков. Андерсон «представил объективную экономическую и производственную ситуацию на «АвтоВАЗе» и обозначил комплекс требующих решения вопросов», в том числе и по себестоимости продукции. Кашапов же представил поставщикам «новые условия сотрудничества, которые помогут снизить собственные издержки «АвтоВАЗа» до 5%». Деталей доклада и новых условий в пресс-релизе не содержится.

Ранее представитель «АвтоВАЗа» сообщал, что в условиях снижения продаж в 2013 г. (на 15% в России при сокращении рынка на 5%) и неблагоприятного прогноза на 2014 г. «АвтоВАЗ» разработал комплекс неотложных мер для улучшения финансово-экономического состояния. Среди прочего в них было и снижение закупочных цен.

Поставщики «АвтоВАЗа» не настроены увеличивать отсрочку, говорят источники «Ведомостей». «Наша рентабельность и так невысокая, а сокращение оборотных средств ухудшит положение», - поясняет один из них.

Представитель одного из крупных поставщиков «АвтоВАЗа» - Магнитогорского металлургического комбината (ММК, поставляет автомобильный лист) не стал раскрывать условия работы с заводом. «Договор между ММК и «АвтоВАЗом» на 2014 г. уже подписан, и наша компания планирует оставаться в рамках оговоренных в нем условий», - лишь сказал он.

Представители автоконцернов, опрошенных «Ведомостями» (GM, Toyota, Renault, Volkswagen, Nissan, «Соллерс»), не стали раскрывать финансовые условия работы с поставщиками. Представитель Toyota лишь отметил, что поставки комплектующих осуществляются в обычном режиме, изменений условий договоров в последние месяцы не было. Один из поставщиков пояснил, что международные автоконцерны обычно практикуют отсрочку в 45 дней.

Увеличение отсрочки по расчетам с поставщиками - один из механизмов управления оборотным капиталом, комментирует аналитик «ВТБ капитала» Владимир Беспалов. Согласно отчетности по МСФО кредиторская задолженность «АвтоВАЗа» перед поставщиками продукции и услуг (без банковских кредитов) в первом полугодии 2013 г. сократилась почти на 30% примерно до 20 млрд руб., подсчитал он. Компании же, напротив, выгодно наращивать или сохранять эту задолженность для финансирования текущей деятельности, указывает Беспалов. К тому же в отличие от банковских кредитов не нужно платить проценты, добавляет он. По оценке Беспалова, оборачиваемость кредиторской задолженности «АвтоВАЗа» перед поставщиками по итогам шести месяцев 2013 г. составила 44 дня. При 60 днях кредиторская задолженность перед поставщиками составила бы не 20 млрд руб., а 27 млрд руб., говорит Беспалов. Но вряд ли все поставщики согласятся на предложение «АвтоВАЗа», ведь они, напротив, заинтересованы в сокращении отсрочки в расчетах с автозаводом, думает эксперт.

По прогнозу Беспалова, в 2014 г. при выручке в 266 млрд руб. чистый убыток «АвтоВАЗа» составит 2,2 млрд руб., операционный убыток - 814 млн руб. Впрочем, год только начался, отмечает Беспалов. Если меры по оптимизации издержек окажутся эффективными, то у завода есть шанс получить операционную прибыль уже в этом году, замечает он.