Второй мир: История вытолкнет нас в Азию

Российскому руководству не придется принимать решение об уходе России из Европы. Этот выбор будет сделан силой обстоятельств/ Швец Анатолий/ Интерпресс / PhotoXPress

В статье Валерия Зубова и Владислава Иноземцева («Позвольте стране развиваться», «Ведомости» от 5.02.2014) авторы указывают на ошибочность получающего все большую популярность тезиса о повороте на Восток, предлагая совместно с европейцами и американцами «создать Северный альянс, который на Тихом океане с участием России может быть таким же мощным, как на Атлантическом, где он, увы, сложился без нее». России предстоит лишь вернуться к принципам федерализма и создать в Сибири выгодный бизнес-климат, чтобы развить территорию с помощью США и ЕС, противопоставляя опыт освоения Сибири опыту освоения Калифорнии, которую «развивали люди, а не государство». Авторы также делят Россию на две части: европейскую, которую они уподобляют метрополии в португальской колониальной империи, и азиатскую, которую они считают хищнически эксплуатируемой колонией.

К сожалению, данная картина мира не вполне совпадает с окружающей реальностью. На самом деле нет Сибири и Дальнего Востока - сказочных кладовых ресурсов. В Сибири и на Дальнем Востоке есть считанные богатые регионы-доноры, где осуществляется добыча нефти и газа, и регионы-получатели, зависящие от трансфертов из федерального бюджета в пересчете на душу населения в разы сильнее, чем пресловутые республики Северного Кавказа, и в десятки раз больше, чем любые регионы Центральной России.

В каких-то случаях такая крайняя степень зависимости от федеральной помощи - следствие нелепостей российского налогообложения. Но в Сибири и на Дальнем Востоке хватает регионов без собственной масштабной нефте- и газодобычи, расположенных в экстремальных климатических зонах, где содержание всех предписанных законом систем образования, здравоохранения, управления и т. д. за счет своих ресурсов принципиально невозможно. Камчатка получила в 2013 г. 99 700 руб. дотаций на одного жителя, Магаданская область - 55 100 руб., Якутия - 56 000 руб. Для сравнения: Чечня - 32 000 руб., Дагестан - 15 300 руб.

При этом регионы-доноры и регионы - получатели помощи тесно связаны дорогостоящей и сложной транспортной инфраструктурой, производственной кооперацией и взаимным движением рабочей силы. Все вместе они тесно зависят от европейской части страны - источника кадров, оборудования, продовольствия и технологий - и от федерального центра, который осуществляет жизненно необходимое перераспределение ресурсов внутри страны и выполняет немаловажные функции защиты этих территорий и реагирования на стихийные бедствия.

То, что вопрос безопасности и обороны Дальнего Востока не стоит в центре повестки дня, - не само собой разумеющееся явление. Восточная Азия постепенно превращается в один из наиболее опасных и напряженных регионов мира, который порой сравнивают с Европой накануне 1914 г. Милитаризация и рост национализма здесь повсеместны. Относительная безопасность нашего нынешнего положения в регионе достигнута усилиями поколений дипломатов и содержанием огромной военной машины, вооруженной тысячами ядерных боеголовок. Эта военная машина - ключевое условие освоения региона, как трубопроводы и нефтяные скважины.

В нашей стране по итогам 2013 г. имелось всего лишь 10 регионов-доноров, из которых, кстати, пять (Москва, Татарстан, Санкт-Петербург, Московская и Ленинградская области) находятся совсем не в Сибири, а в Европе. В двадцатку крупнейших получателей помощи от федерального бюджета в расчете на душу населения в последние годы стабильно входят три республики Северного Кавказа, Архангельская область, Мордовия и 15 регионов Дальнего Востока и Сибири.

Речь идет, очевидно, не о колониальном ограблении Сибири, а о слабом соответствии федеративного устройства и административно-территориального деления России, в основном унаследованного от советского периода, реально существующему, крайне неравномерному распределению населения и производственных мощностей. Экономическая активность отдельных преуспевающих сибирских регионов является на самом деле результатом усилий всей страны, включая европейскую ее часть. Рассуждения о «проедании» ею сибирских ресурсов так же далеки от реальности, как и высказывания некоторых государственных деятелей о «ничего не производящей Москве».

Страна в реальности тесно спаяна в единую систему, а значит, и проблемы в ней должны решаться за счет глобального перераспределения ресурсов в рамках системы, а не за счет автономизации одной ее части. Речь идет о предстоящем принятии неизбежных решений о перераспределении инвестиций, управленческих ресурсов, военных и дипломатических усилий в интересах развития восточных регионов страны с перспективами переноса на Восток политического центра государства.

Сибирь - один из самых тяжелых для освоения регионов Земли, имеющий мало общего с густо заселенной частью Скандинавии и южными районами Канады. По своим условиям она соответствует Аляске и северной Канаде, при намного большей численности населения и масштабах экономики. В основе любого прогресса здесь будут лежать огромные инфраструктурные инвестиции, которые под силу только государству и крупнейшим корпорациям, работающим совместно с государством.

При этом поворот в сторону Азии не будет означать окончательного ухода от ценностей рационализма, предпринимательства и инициативы. Скорее наоборот. Европа давно уже не является воплощением этих ценностей. Южная Корея и Тайвань, за десяток лет совершившие рывок от коррумпированного госкапитализма под контролем авторитарных военных режимов к современной либеральной демократии, - более полезный источник опыта для российских политиков, чем европейские страны, история которых имеет с нашей мало общего.

Российским либералам стоило бы не увлекаться нелепыми личностями на баррикадах, а изучить, например, историю Демократической прогрессивной партии Тайваня. Кремлевским деятелям стоило бы не прибегать к абсурдным историческим аналогиям, а посмотреть, как КНР управляет Гонконгом и как устроена политическая система Сингапура. Страны, перешедшие за жизнь одного поколения из третьего в первый мир и демонстрирующие неослабевающую волю к успеху, - более перспективные партнеры, чем ЕС, занятый регулированием кривизны бананов и размеров сливных бачков в туалетах.

Нам пора оставить за спиной три с лишним века нашего участия в большой европейской политике; ее время прошло. Из нашей политической культуры надо вырвать с корнем любые фантазии о славянской солидарности и влиянии на «родственные» славянские страны. Эти фантазии никогда не приносили нам ничего хорошего, зато однажды поставили нас на грань гибели. Российское руководство едва ли сможет осознанно принять решение об уходе из Европы по очевидным политическим и внутриполитическим причинам. Этот выбор, к счастью, будет сделан без его участия. Борьба за Украину, сражение, в котором ни Россия, ни ЕС не смогут победить, только разворачивается. Она будет долгой, грязной и предопределит наши отношения с Европой на годы вперед, вытолкнув нас наконец в Азию.