Аттестат зрелости: Спорт высших заведений


Выиграю я Олимпиаду в Сочи или приеду самой последней - в марте мне нужно начинать поиск новой работы», - уверена бронзовая медалистка Ванкувера в бобслее-двойке Элана Майерс (цитата по The New York Times). Печальная, но очевидная истина: в мире профессионального бобслея что в России, что в США для топ-спортсменов нет достаточного количества хорошо оплачиваемых рабочих мест, после того как они заканчивают свою карьеру. И если у ведущих хоккеистов, теннисистов или пловцов есть шанс скопить денег на безбедное существование, то большинству спортсменов, даже олимпийским чемпионам, на этот вариант рассчитывать не приходится.

The New York Times обратила внимание на то, что 15 из 230 американских олимпийцев, включая Майерс, учатся в университете DeVry, о котором мало кто слышал в России и далеко не все знают в США. Большинство американских университетов, о которых мы знаем, независимо от того, являются они частными или принадлежат штату, - это некоммерческие организации (non-profit). Наоборот, DeVry - это университет, который зарабатывает прибыль и известен своей агрессивной рекламной политикой. Став одним из спонсоров национальной олимпийской сборной США, университет предлагает спортсменам бесплатное обучение, в том числе на своих многочисленных онлайн-курсах.

Несмотря на то что университет предлагает, по сути, второсортное образование (не попадая в сотню лучших учебных заведений по многочисленным американским рейтингам), для многих спортсменов, занимающихся зимними видами спорта, это привлекательный вариант. Проводя по полгода на сборах в удаленных центрах, рядом с которыми нет никаких приличных университетов, и разъезжая по всему миру, атлеты пользуются преимуществом свободного графика посещения и дистанционными возможностями.

На страничке российской сборной в отличие от американской в краткой информации о спортсменах не указаны университеты, где они обучаются. Однако, судя по многочисленным интервью российских спортсменов, советская схема обучения атлетов, когда оценки ставятся за сам факт выступления за сборную, эволюционировала не слишком сильно.

Не ставя под сомнение тотальное падение престижа высшего образования в стране, я все-таки полагаю, что его ценность сложно переоценить. В России спорт, с одной стороны, не обделен вниманием государства, с другой - не дает никакого преимущества в получении качественного образования (а не просто корочки областного университета). Поэтому сотрудничество одного из ведущих российских университетов (тут совсем не обязательно копировать американцев) с Олимпийским комитетом могло бы стать первым шагом на пути настоящей заботы о будущем тех, кто повышает престиж страны на международных аренах.

Уверен, что в стране есть пара-тройка престижных вузов, которым по силам адаптировать несколько своих программ для нужд профессиональных спортсменов, разрешая им учиться дольше, но с меньшей нагрузкой и с использованием онлайн-лекций и занятий. Более того, такая гибкость может оказаться привлекательной не только для студентов-спортсменов, но и для гораздо более широкого круга абитуриентов, которые будут готовы сами оплачивать свое образование.