От редакции: Без башни

ИТАР-ТАСС

Новость о возможном демонтаже Шуховской башни в Москве кажется незначительной на фоне больших политических новостей.

Но на фоне истерики по поводу памяти и памятников это странный пример неуважения к памяти и к знаковому памятнику. Во вторник замглавы Минкомсвязи Алексей Волин заявил о необходимости демонтажа башни, чтобы «смазать все детальки и положить на склад». Это может означать, что решение уже принято: по некоторым данным, Минкомсвязи направило в правительство соответствующее письмо еще в декабре. На следующий день Минкультуры заявило, что демонтаж памятника культурного наследия невозможен. Зато ясно, что состояние башни, построенной в 1922 г., действительно аварийное. В 2009 г. Владимир Путин поддержал идею реставрации, а в 2011 г. на это было выделено 135 млн руб., однако работы так и не начались. Скорее всего, кому-то просто нужна территория, занимаемая башней.

Этот подход наглядно демонстрирует основные черты работы административных механизмов в современной России - нежелание и неумение ведомств взаимодействовать друг с другом и с обществом. Многолетнее бездействие чиновники объясняют невозможностью Москомнаследия, Минкомсвязи и собственника, компании РТРС, разделить полномочия. Мировая практика знает примеры соединения усилий государства, общества и частных фондов ради спасения памятников. Возглавляемый правнуком Шухова фонд привлекает к наследию инженера международное внимание, в его защиту не раз выступали представители ведущих архитектурных школ. Между тем с 1997 по 2005 г. пять из шести уникальных гиперболоидных башен на Оке были разобраны на металлолом и лишь последнюю удалось спасти благодаря вмешательству нижегородского губернатора.

Шуховская башня - мегапроект в лучшем смысле этого слова, работавший не на абстрактный престиж страны, а на популяризацию вполне конкретного и крайне убедительного технологического прорыва, сегодня во всем мире ассоциирующегося с русским инженерным искусством. Прямыми наследниками шуховских сетчатых конструкций являются такие шедевры современной архитектуры, как телебашня в Гуанчжоу, Пекинский оперный театр, крыша Британского музея, лондонский «Огурец» и нью-йоркская башня Хёрста. Норман Фостер не устает повторять, сколь многим он обязан Шухову и его изобретениям.

Может быть, поэтому и решено теперь «смазать все детальки и положить на склад».