«Евросеть» не занимает

В 2008 г., когда Александр Мамут и «Вымпелком» покупали «Евросеть», компания была обременена долгом в $1 млрд. С тех пор она выплатила 2/3 этой суммы и уже четыре года развивается, не занимая средств

В конце 2012 г. Мамут продал 50% «Евросети» «Мегафону» и его основному акционеру - холдингу Garsdale Алишера Усманова (до 50% увеличил долю и «Вымпелком»). После этого операторы изменили схему расчетов с дилерами, не исключая и «Евросеть»: прежде они выплачивали им вознаграждение за подключения абонентов авансом, а теперь делят с ними выручку, которую новый абонент приносит в течение нескольких месяцев. Как новая схема повлияла на структуру оборота «Евросети», Малис не рассказывает. Очевидно, выручка и рентабельность от продажи контрактов снизились, говорит аналитик ИК «Открытие капитал» Александр Венгранович, но «Евросеть» могла компенсировать эти потери за счет роста продаж мобильных телефонов (это высокомаржинальный товар) и оборота финансовых услуг.

«Евросеть» уже четыре года не использует заемных средств для развития бизнеса, а кредиты берет только для рефинансирования остатка долга в 10 млрд руб., рассказал «Ведомостям» ее президент Александр Малис. С 2011 г. эта задолженность не уменьшается и не увеличивается; такая долговая нагрузка комфортна для розничной сети и соответствует мировым стандартам заимствований розничных сетей, утверждает он, не приводя цифр. Компания пополняет товарные запасы, открывает новые и ремонтирует старые салоны и т. д. исключительно за счет оборотных средств, говорит Малис.

В сентябре 2008 г. основатели «Евросети» Евгений Чичваркин и Тимур Артемьев продали 100% компании Александру Мамуту, который месяц спустя уступил 49,9% «Вымпелкому» за $226 млн. На тот момент долг компании составлял $950 млн. Уже в I квартале 2009 г. эта задолженность снизилась до $426 млн, а на нынешний уровень вышла к концу 2011 г. Деньги для расчета с кредиторами розничная сеть изыскивала, сокращая товарные запасы, оптимизируя количество поставщиков и моделей телефонов в салонах, добиваясь от производителей отсрочек по товарным кредитам, а от владельцев помещений - более приемлемых условий аренды. К тому же «Евросеть» теперь открывает гораздо меньше салонов, чем раньше. До 2008 г. их открывалось по 1000-2000 в год, сейчас - около 300, рассказывает Малис. Впрочем, операционные расходы все равно сохраняются: около 5% салонов «Евросети» постоянно в процессе переезда и ремонта, добавляет он.

Не влезать в долги стремятся и другие продавцы электроники. «Связной» использует для развития собственные средства, к концу 2013 г. компания значительно уменьшила долг по сравнению с 2012 г., утверждает ее представитель Мария Заикина. «М.видео» тоже развивается на свои средства, долгосрочных кредитных обязательств нет, говорит представитель этой сети Антон Пантелеев. Оптимальным для нее соотношением чистого долга и EBITDA он считает 2-3. У «Связного» в 2012 г. это соотношение составляло 1,48, напоминает Заикина.