И волк, и кит

В прокат вышла эпическая комедия «Волк с Уолл-стрит» - один из лучших фильмов Мартина Скорсезе и лучший из выдвинутых на «Оскара» в этом году

Хотя журналистка Forbes и называет героя Леонардо Ди Каприо волком (и ему это нравится), главное символическое животное в фильме, конечно, не волк, а кит. Параллель с «Моби Диком» Германа Мелвилла проговаривается впрямую. И если российская критика сочла это просто шуткой, то для американцев очевидно, что шутка смыслообразующая. Биржевой мошенник Джордан Белфорт за несколько лет развел инвесторов на $200 млн, но благодаря сделке с ФБР просидел в тюрьме всего 22 месяца. У Скорсезе он выдает пророческую аллегорию, когда объясняет суть работы брокера первым сотрудникам только что открытой компании «Стрэттон Окмонт»: вы должны загарпунить чертова клиента, как чертов капитан Ахав чертова кита.

Два с половиной часа трехчасового фильма сюжет вслед за героем погружается в адреналиновое, кокаиновое, барбитуратное безумие, какого у Скорсезе не было, кажется, еще никогда, последние лет двадцать - точно. Персонаж Ди Каприо употребляет вещества с утра до ночи... Его первый босс (Мэттью Макконахи) объяснил, что главные слагаемые успеха брокера - частая мастурбация и кокаин. Но Белфорт получил брокерскую лицензию накануне «черного понедельника» 1987 г. Пришлось менять Уолл-стрит на ангар на Лонг-Айленде, где потертые мужики продавали по телефону грошовые акции неизвестных компаний. Зато комиссия посредника - не 1%, как на серьезной бирже, а 50%. Белфорт купил жене колье, а себе пижонский спорткар. Его сосед по дому (Джона Хилл) спросил, сколько тот зарабатывает и, узнав, тут же бросил свою работу. Вместе они открыли «Стрэттон Окмонт», набрав сомнительных типов, которые умели впарить кому угодно что угодно. И Белфорт произнес речь про Ахава и кита.

Скорсезе, в сущности, неважно, на каких финансовых схемах навариваются фантастические прибыли Белфорта. В какой-то момент Ди Каприо начинает это объяснять, но потом машет рукой в камеру: да какая разница. Белфорт разводится, женится, обдалбывается до коматоза, покупает машины, вертолеты, яхты, дома. А когда им начинает интересоваться ФБР, переводит деньги в швейцарский банк (где сидит такой же мошенник в исполнении Жана Дюжардена) и обдалбывается еще круче.

Как и у Мелвилла, Моби Дик здесь у каждого свой. Для федерального агента Патрика Денама (Кайл Чандлер) это, возможно, сам Белфорт. Точнее, сама Уолл-стрит. Как и «Пекод», «Стрэттон Окмонт» - аллегория Америки. Но аллегория уже не трагическая, несмотря на вполне символическое кораблекрушение белфортовской яхты, которым предваряются уголовное дело, семейный и финансовый крах. Кто бы думал, что сюжет Мелвилла можно так виртуозно пристроить к комедии, про героя которой иногда кажется, что его Моби Дик - это всего лишь его собственный член.

В прокате с 6 февраля