Тема недели: Мобильный интернет: где кончается рост


Можно, конечно, какое-то время еще уповать на то, что далеко не все российские жители активно пользуются «мобильным интернетом»: значит, потенциал еще есть. Но тут надо учитывать, что, какие бы мощные сети ни строили операторы, их пропускная способность все равно ограничена. И если, к примеру, каждый третий абонент станет скачивать по 1,5 Гб в месяц, то даже «Мегафону», имеющему хорошее подспорье в виде 4G-сети Yota, наверняка придется побеспокоиться о качестве сервиса. То есть инвестировать в расширение емкости существующих каналов, ставить новые базовые станции. Для МТС, «Вымпелкома» и новорожденного «Т2 РТК холдинга» (СП «Ростелекома» и Tele2) эта проблема тем более актуальна: у них частот для 4G вдвое меньше, чем у «Мегафона».

Новая стратегия МТС, представленная на этой неделе, делает ставку на мобильную передачу данных. Это самый серьезный двигатель роста выручки МТС, и в ближайшие три года оператор намерен инвестировать преимущественно в этот бизнес. Такая же ситуация, в общем, и у конкурентов МТС. Доходы от «голоса», как у них теперь принято называть обычные звонки, практически не растут, и как заставить абонентов разговаривать еще больше, не ясно.

Правда, Андрей Дубовсков, когда приходил на должность президента МТС в начале 2011 г., все-таки ставил задачу «разговорить» российских абонентов. Он приводил в пример украинское подразделение МТС, которому за три года под его руководством удалось повысить среднюю продолжительность разговоров аж втрое - со 175 до 541 минуты на абонента в месяц. Совершить точно такой же подвиг в России не удалось: здесь «разговорчивость» абонентов выросла за сопоставимый период (с I квартала 2011 г. по III квартал 2013 г.) только на 35% - с 249 до 337 минут на человека. С другой стороны, на Украине деваться некуда - там до сих пор не работает толком даже 3G (единственная лицензия, выданная бывшему госоператору, по сути, «простаивает без дела»), не говоря уже о 4G. В России же с 3G все хорошо - средний абонент МТС, например, загружает данные на смартфон со скоростью 2,28 Мбит/с, а с 2012 г. четыре крупнейших оператора строят еще и 4G. Квартальные доходы операторов от мобильной передачи данных растут на 30-40% год к году - казалось бы, надежная база для благополучного развития.

Однако долго ли продлится этот рост? Пытаясь стимулировать как можно больше людей приобщиться к прекрасному, т. е. к мобильному интернету, операторы наразрабатывали множество пакетных тарифных планов, когда за определенную ежемесячную плату абонент получает возможность говорить по телефону столько-то минут в месяц, отправить столько-то sms и скачать/отправить столько-то мегабайтов информации. Расчет состоял в том, что многие будут выходить за рамки лимитов и доплачивать за «лишние» звонки и мегабайты - уже по высоким тарифам. А столкнувшись пару раз с необходимостью доплатить, люди с высокой вероятностью переключатся на новый тариф - с более широкими лимитами и чуть большей фиксированной платой, рассуждали маркетологи сотовых компаний. Но до каких пор можно повышать эту плату? Едва ли многие согласятся платить за почти неограниченный мобильный интернет больше 1000 руб. в месяц. А та же МТС уже вплотную подобралась к этой планке.

Так что еще 2-3 года - и доходы операторов от мобильной передачи данных упрутся в потолок. Что тогда они станут рассказывать инвесторам?