Дознаватели из банков

ЦБ призвал банки бороться с нелегальным выводом капитала через страны Таможенного союза. Банкиры новым полномочиям не рады: им приходится проверять все больше операций
Банки компенсируют отсутствие таможенного контроля на границе с Белоруссией и Казахстаном/ РИА Новости

Другие потери. 10

миллиардов долларов. Примерно столько составляет ежегодная помощь Казахстану и Белоруссии «с учетом существующих квот, ограничений и компенсационных мер», говорил Шаталов. А из-за более высоких в России акцизов на сигареты растет доля нелегально ввезенных белорусских и казахстанских сигарет, рассказывал Шаталов.

Сделки через другие страны Таможенного союза (Казахстан и Белоруссия), сейчас полностью освобожденные от таможенного контроля, окажутся под контролем банкиров. ЦБ обязал банки следить за этими операциями. Новые правила (письмо опубликовано в последнем «Вестнике Банка России») вступают в силу с 16 февраля.

ЦБ забил тревогу летом 2013 г.: страны Таможенного союза стали основным каналом вывода капитала из России. За два года через них по различным схемам прошло $47 млрд. Это львиная доля всех сомнительных операций в статистике ЦБ (в 2012 г. их объем составил $39 млрд, за 9 месяцев 2013 г. - около $22 млрд). «Если раньше были популярны схемы с прибалтийскими банками и контрагентами, то после ужесточения контроля вырос удельный вес фиктивных операций в рамках Таможенного союза», - говорил в интервью «Ведомостям» (опубликовано в конце января) замминистра финансов Сергей Шаталов.

Фиктивный импорт - одна из распространенных схем нелегального вывода капитала. А при импорте из стран Таможенного союза не нужно декларировать товар и оформлять на российской таможне грузовую таможенную декларацию (с ее помощью импортер и доказывает банку подлинность сделки), достаточно показать товарно-транспортную накладную. А она нигде не заверялась, ее можно было просто «нарисовать», признавали банкиры.

Теперь ЦБ заставил банки дополнительно проверять операции, очевидно похожие на схемы: если деньги за казахстанский и белорусский импорт получает компания, не являющаяся резидентом этих стран. В 80% случаев это и правда схема отмыва капитала, деньги идут в офшоры, на счета россиян, подтверждает сотрудник банка. Теперь российским импортерам таких товаров будет недостаточно представить в банк накладную: придется раскрыть сведения обо всех участниках сделки - контрагенте, заказчике перевозки и самом перевозчике, отправителях и получателях груза, доверителе, комитенте и принципале, говорится в указании ЦБ. Нужно предоставить сведения об их регистрации, подтвердить право собственности продавца на товар и даже рассказать, у кого тот ранее его приобрел. Чтобы доказать факт перепродажи, придется представить выписку по счету.

Банк должен перепроверить данные, используя официальные открытые источники государства, в котором зарегистрирован иностранный продавец (например, торговые реестры). Для выявления фиктивных однодневок ЦБ призывает банки обращаться в Казахстане к списку бездействующих компаний и индивидуальных предпринимателей, в том числе лжепредпринимателей; в Белоруссии - к списку компаний с повышенным риском совершения экономических правонарушений. Если банк заподозрит, что операция прикрывает схему легализации, он сможет отказать в платеже. Есть у него право, ничего не запрашивая, отказать клиенту в переводе средств.

Есть риски и для легальных сделок - например, если деньги получает иностранец, работающий в Белоруссии, указывает Рустам Мухаметшин из Deloitte. Хотя подлинность импорта будет легко доказать, уверен он.

Банкиры новым полномочиям не рады. ЦБ и раньше рекомендовал банкам сверять номера накладных с белорусскими базами данных, никакого эффекта это не дало, признавали банкиры. Но теперь ЦБ значительно расширил список проверяемых операций и, по сути, заставил банки заняться оперативно-розыскной деятельностью, так что меры могут сработать, иронизирует российский банкир.

Регулятор и законодатель навешивают на банки все больше надзорных функций, сетует юрист Кредпромбанка Мария Крючкова. По отдельности эти операции не сложно выполнять, но сказывается уже накопленный эффект, продолжает она: к примеру, с лета 2013 г. поправки в законодательство о противодействии легализации обязали банки выявлять бенефициаров клиентов вплоть до физических лиц. Все это давит на экономику банка, увеличивает издержки, указывает она. Можно автоматизировать некоторые процедуры, например определение резидентства импортера и цели платежа, но для анализа документов придется нанять дополнительных сотрудников, согласен Мухаметшин.

Банки все больше информации отправляют в Росфинмониторинг, но не только от банков зависит, окажутся ли эффективными меры против схем, отмечает Крючкова, у контрольных органов еще должна быть возможность обработать все эти данные.