Призраки воды и демоны света

Михайловский театр показал в конкурсе фестиваля «Золотая маска» два оперных спектакля, удачных по музыке и спорных по режиссуре
В доме Лариных уживаются старинные часы и современная сантехника/ Nikolai Krusser

Успехи Михайловского театра на оперном поприще в прошедшем сезоне были столь велики, что эксперты «Золотой маски» отобрали целых три спектакля - но «Билли Бад» Бриттена, перенесенный из Венской оперы, до Москвы не доехал. Зато москвичи увидели два оригинальных спектакля петербуржцев.

«Летучего голландца» Вагнера поставил Василий Бархатов, одновременно ставший и главным режиссером театра. Пляжное ретро из жизни кинематографистов, которое изобрел постановщик, забавно накладывается на оригинальную сюжетику Вагнера. Проклятый небом романтический герой, спасти которого может только самоотреченная женская верность, попадает в атмосферу всеобщей некоммуникабельности, где одинок каждый. Выход - сплотиться в толпу: там, где у Вагнера живые моряки опасным образом потешаются над командой короля-призрака, у Бархатова толпа высмеивает пару изгоев - Голландца и Сенту. В спектакле Бархатова не все додумано, хотя режиссера выручает умение, пусть пока еще не доведенное до блеска, создавать сценическое действие. Иногда жаль, что он пропускает мимо ушей важные драматургические узлы в музыке Вагнера.

В отличие от Бархатова Андрей Жолдак в опере дебютант, но его отношения с музыкой Чайковского не назовешь нейтральными. Он седлает ее, как необъезженную лошадь, угнетает и ломает, но только не затыкает уши. Весь «Евгений Онегин» в постановке Жолдака - борьба. Борьба режиссера с автором, природой оперного театра, самим собой. И борьба неких смутных сил за судьбы персонажей. Сюжет спектакля - поединок белого и черного, воплощенный в костюмах, декорациях, освещении, сыпучих и льющихся материалах. Это не столкновение добра и зла, а битва демонов в человеческой душе. Великолепная работа художников воплощает картины подсознания, по углам населенного химерами - ими являются Онегин, Ленский, Татьяна, Ольга и безымянный карлик, на которого хочется топнуть и выстирать в стиральной машине.

Жюри «Золотой маски» предстоят споры - явно, что работа Жолдака при всей ее беззащитности задает планку в режиссерской номинации. Что бесспорно - музыкальный уровень обоих спектаклей. «Летучего голландца» ведет Василий Петренко, оркестр звучит собранно как целое, хотя в деталях попадается и лажа. К «Евгению Онегину» под управлением Михаила Татарникова и вовсе претензий нет; обретенный уровень - это и заслуга его как главного дирижера.

То же относится к солистам. Певцы труппы удачно скомбинированы с приглашенными. К первым относится Татьяна Рягузова, звонкая и певучая Татьяна в «Онегине». Ко вторым - Асмик Григорян, обладательница сильного и красивого голоса, имевшая особый успех как Сента в «Голландце». Впрочем, хороши были все вплоть до Рулевого и Ротного. Но что неотразимому в роли Онегина Янису Апейнису лучше удается стрельба по мишени, чем кантилена, - это тоже надо признать.