Металлурги на грани банкротства

Владелец НЛМК Владимир Лисин считает неизбежным банкротство некоторых металлургических компаний. Компании бизнесмен не назвал. В группе риска «Мечел» и UC Rusal, считают эксперты
Бюджетных средств на спасение всех бедствующих компаний не хватит, уверен Лисин/ М. Стулов/ Ведомости

Основной владелец НЛМК Владимир Лисин считает, что в ближайшее время «поляна участников металлургического рынка России будет меняться». Об этом он заявил вчера на встрече с инвесторами в Лондоне.

Член правления Газпромбанка (одного из кредиторов «Мечела») Екатерина Трофимова отмечает, что «необходимости [банкротства металлургических компаний] нет и такой вопрос не обсуждался». «Эти компании являются добросовестными клиентами ВТБ», - добавляет представитель другого крупного кредитора металлургических компаний - ВТБ. Представители Сбербанка, «Мечела» и UC Rusal на вопросы «Ведомостей» не ответили.

Образовалась группа аутсайдеров в российской металлургии, сказал Лисин в ответ на вопрос, можно ли ожидать, что металлургические компании поддержит государство. Но бюджетных средств на всех не хватит, сказал он. «Наше мнение: механизм банкротства придется использовать», - говорит он. Речь идет не о спасении компаний в целом, а о сохранении дееспособности отдельных предприятий, чего можно достичь в некоторых случаях через процедуру банкротства, т. е. оздоровления, сказал Лисин. О каких именно компаниях идет речь, бизнесмен не уточнил.

Представитель секретариата первого вице-премьера Игоря Шувалова отметил, что Лисин говорил о банкротстве как об инструменте оздоровления отрасли. Он подчеркнул, что у государства достаточно средств и инструментов для предотвращения сложных ситуаций в различных отраслях экономики. Представитель вице-премьера Аркадия Дворковича отметил, что на правительственном уровне вопрос о банкротстве крупных металлургических предприятий пока не обсуждался.

Наиболее закредитованные компании - подконтрольная Олегу Дерипаске UC Rusal (чистый долг на конец III квартала 2013 г. составляет $10,1 млрд), «Мечел» Игоря Зюзина (чистый долг на начало декабря был $9,4 млрд). Большая долговая нагрузка и у Evraz ($7 млрд), однако большую часть заимствований компания привлекла в виде облигаций.

«Снижение цен на коксующийся уголь на $10 может сказаться на свободном денежном потоке «Мечела» так, что компания не сможет обслуживать свой долг», - считает один из контрагентов компании. В затруднительной ситуации может оказаться и UC Rusal, после того как Лондонская биржа металлов (LME) введет новые правила работы складов. Премия к рыночной цене, которую платит покупатель за немедленную доставку товара (сейчас составляет $355), может обнулиться, а цена на металл - упасть еще ниже текущей ($1678 за 1 т) из-за распродажи складских запасов.

Аналитик Societe Generale Сергей Донской считает, что для «Мечела» и UC Rusal изменение цены на коксующийся уголь и алюминий соответственно на 10% будет в любом случае критичным. «Если цена снизится, то у двух этих компаний возникнут проблемы с обслуживанием долга», - считает он.

Представитель «Мечела» отмечает, что снижение цены на коксующийся уголь на 10% не окажет критического влияния на состояние компании.

Но у UC Rusal и у «Мечела» есть возможность избежать негативного сценария: алюминиевая компания получает хорошие дивиденды от «Норильского никеля» (по итогам девяти месяцев 2013 г. компания получила $278 млн дивидендов, она может получить еще столько же по итогам всего 2013 года), а «Мечел» может продать в 2014 г. доли в «Мечел-майнинге» и «Эльга-угле», говорит аналитик «Инвесткафе» Андрей Шенк.

Компании металлургического сектора оказались в нелегкой ситуации: цены на металлургическую продукцию и алюминий падают вот уже второй год подряд. Цена 1 т алюминия на LME за 2013 г. снизилась на 17,82%, коксующийся уголь подешевел на 15,88% до $143 за 1 т.

Из-за нелегкой рыночной ситуации российские металлурги обратились в конце прошлого года за помощью к правительству. Тогда в проекте решения к совещанию с премьером Дмитрием Медведевым предлагалось подготовить предложения о госгарантиях для рефинансирования задолженности металлургических компаний и субсидировании из бюджета части их затрат на уплату процентов по кредитам (в 2012 г. «Мечел» заплатил за обслуживание кредитов $669 млн, UC Rusal - $610 млн, Evraz - $645 млн). Однако последнее предложение из финального проекта решения было удалено. В итоге Медведев рекомендовал продлить льготные правила предоставления госгарантий до конца 2015 г., а также усовершенствовать механизм госгарантий для рефинансирования кредиторской задолженности.