Просто спорт

«Спорткульт» - выставка симпатичная и, что особенно приятно, лишенная пафоса, без обязательных спортсменов-героев
Новый пошив по старому эскизу/ Проун

В Москве открылось несколько выставок про спорт. Правда, главные наши музеи - Третьяковка и Пушкинский - к Олимпиаде не подсуетились, они сейчас заняты искусством, а не спортом в искусстве. Хотя, как говорил Александр Родченко: «Самый лучший человеческий вид - это спортсмен. Лучший с точки зрения изобразительного искусства». Цитата взята с выставки «Спорткульт».

Галерея «Проун» вместе с Московским музеем дизайна подготовила ее также по поводу, но получилась она приятной, камерной. Словно спели не гордый «Марш энтузиастов», как Институт реалистического искусства, выставивший соцреализм, не слезливого «Ласкового мишу», как Мультимедиа арт музей, продемонстрировавший фотографии 80-го года, а какие-нибудь мурлыкающие и необязательные «Лыжи у печки стоят».

Выставка собралась из мелочей, как всегда в «Проуне». Мелочей разных - имеющих ценность художественную, историческую и не имеющих никакой, кроме ностальгической. Вроде тех самых потертых советских черных беговых коньков, какие, возможно, были у вашего папы, отслужили свое и до сих пор пылятся на дачном чердаке. Подходят к ним по возрасту и стилю советские киноплакаты, представляющие спортивные фильмы середины прошлого века, и плакаты - наглядные пособия на полезные темы, например «Физкультура для работников умственного труда».

Ценности художественные представляет коллекция мелкой пластики Александра Дейнеки. Его стремительный «Бегун» и наскочившие друг на друга «Футболисты» мало чем отличаются от «Конькобежки» Елены Янсон-Манизер или «Боксера» Надежды Крандиевской - все вылиты по канону, демонстрируют восхитительные мышцы и хранятся в частных собраниях.

Самые оригинальные, понятно, произведения 20-х - начала 30-х. Например, миниатюрные плакаты-речевки, показывающие агитационные возможности шрифта. Содержание также маркировано временем: «Пролетарский туризм - могучее орудие против безделья, религии и мещанства». Эти плакаты, как и рекламный ролик к фильму «Всесоюзная спартакиада», снятый в 1928-м Александром Птушко, напоминают сегодняшнему зрителю, что пропаганда спорта в те годы была не проявлением заботы партии и правительства о здоровье трудящихся, а попыткой хоть как-то отвлечь приехавших в город крестьян от привычного пьянства и следовавших за ним выяснений отношений. Ну и украшение «Спорткульта» - эскизы костюмов для спортсменов и гимнастов Варвары Степановой и Александра Родченко.