Валютный тормоз

Российский рынок, едва начав восстанавливаться в декабре, в январе снова просел. Но это только начало: из-за ослабления рубля и роста цен продажи будут снижаться, считают дилеры
Цены на машины вырастут в марте-апреле/ М. Стулов/ Ведомости

Продажи новых легковых и легких коммерческих автомобилей в январе 2014 г. сократились на 6% по сравнению с январем прошлого года, в итоге за первый месяц было продано 152 662 автомобиля, сообщил комитет автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ). По данным АЕБ, самым продаваемым брендом в январе осталась Lada (продано 23 647), второе место у Renault (12 894), на третьей строчке Kia (11 199). В тройке лидеров только корейской марке удалось нарастить продажи на скромный 1%. Самой продаваемой моделью в январе стала Lada Grаnta.

В ожидании роста. 2,73

миллиона штук (-1,6%) составят продажи новых легковых и легких коммерческих автомобилей в 2014 г., по прогнозу АЕБ. По самому пессимистичному прогнозу, рынок составит 2,64 млн шт., по оптимистичному - 2,85 млн шт. Аудиторская компания PricewaterhouseCoopers ожидает снижения рынка легковых автомобилей в России в 2014 г. на 3% по сравнению с 2013 г. - до 2,54 млн шт.

«Оказалось, что продажи в январе ниже, чем надеялись многие из нас. С другой стороны, это не должно было быть таким уж сюрпризом, если оглянуться на успешный декабрь, который оттянул на себя продажи следующего периода за счет окончания госпрограммы поддержки розничного кредитования», - приводятся в сообщении АЕБ слова председателя комитета автопроизводителей Йорга Шрайбера. «Несмотря на феноменальные скидки и выгодные предложения, сейчас уже немногие решаются на приобретение автомобиля», - констатирует первый вице-президент дилерской группы «Автоспеццентр» Алексей Тузов. Он считает, что первопричина в нестабильной финансовой ситуации в стране: «Россияне находятся в стадии ожидания».

В декабре прошлого года рынок даже вышел в плюс, прибавив 14% к ноябрю и 4% к декабрю 2012 г. Окончание госпрограммы льготного автокредитования тогда подстегнуло клиентов купить автомобиль на более выгодных условиях, объяснял Шрайбер в середине января.

Опрошенные «Ведомостями» автопроизводители и дилеры утверждают, что у их компаний переходящие на этот год стоки в декабре были на обычном уровне. Низкие продажи января во многом обусловлены более скромными товарными остатками, перешедшими с прошлого года, считает директор по продажам дилерского центра Jaguar Land Rover компании «Авилон автомобильная группа» Андрей Горшков. Но январь как послепраздничный месяц не совсем точно характеризует настроение рынка в целом, продолжает он.

Обычно январские продажи не бывают высокими, поэтому полученный результат не является поводом для тревоги, считает Шрайбер. Он надеется, что лучший ответ на вопрос, в каком направлении движется рынок в этом году, даст февраль. Уровень контрактования в индустрии, по его словам, «внушает оптимизм», а это дает производителям «основание придерживаться в короткой перспективе ожиданий на стабилизацию рынка». Горшков говорит, что в январе уровень контрактования оказался значительно выше уровня прошлого года, а по премиум-брендам этот показатель выше аналогичного периода прошлого года на 30-40%.

Февраль начался неплохо - в первую неделю число новых сделок превосходит их количество в феврале 2013 г., отмечает Горшков. Главная причина - нестабильность курса рубля, объясняет он: «Желание покупателей совершить сделку по действующим рублевым ценам очень ощутимо». «Нужно понимать, что российская автомобильная промышленность - не только мы, но и другие участники рынка - сильно зависит от еврозоны. Все это в конечном итоге приведет к росту цен и станет причиной его снижения», - цитирует «Интерфакс» гендиректора «Фольксваген груп рус» Маркуса Озеговича. Цены на автомобили будут расти: некоторые автопроизводители уже уведомили дилеров о повышении цен, а это может негативно отразиться на спросе, говорит гендиректор «Рольфа» Татьяна Луковецкая. Горшков считает, что ждать повышения цен для конечных клиентов стоит в марте-апреле. Будущее повышение цен - существенный фактор для замедления рынка, результаты февраля и марта во многом определят прогноз на год, ожидает он.