Цифра недели: $175 млн


Бесчестное поведение, обман, сговор, мошенничество, искажение фактов, подкуп, подделка документов, шантаж, отмывание денег, выдача себя за другого человека, запугивание, провокации, увиливание, похищение и даже убийство». Такие обвинения звучали в деле по иску ФК «Открытие» к бывшим сотрудникам, решение по которому в понедельник вынес Коммерческий суд Высокого суда Лондона. «Открытие» утверждало, что Джордж Урумов, бывший руководитель ее подразделения международных операций с долговыми инструментами, с сообщниками украл у него $175 млн.

Подобные заявления, пусть не столь красочные, а скорее напоминающие сводки с фронта (финансового), мы неоднократно слышим в последние месяцы. Делают их Банк России и Агентство по страхованию вкладов (АСВ) после отзыва лицензии у очередного банка. Кредитная организация была «вовлечена в проведение сомнительных операций», «специализировалась на незаконном обналичивании средств», «дыра в балансе составила ... млрд руб.», «образовался отрицательный капитал», «случай удивительный, потому что исчезло 90% активов». Или более эмоциональное (хотя и неофициальное, а сказанное корреспонденту «Ведомостей» сотрудником АСВ): «Украли всё».

Это что, финансовый бизнес по-русски? Получить в свое распоряжение возможности по проведению операций с большими деньгами и использовать их с единственной целью - личного обогащения?

Урумов договорился перейти на работу в «Открытие» в октябре 2010 г. В тот момент он был известным трейдером по облигациям на развивающихся рынках в Knight Capital, зарабатывал $2,5 млн в год и, по его словам, если бы остался работать, за два года получил бы еще $7-10 млн. Но, как следует из показаний на суде, в том же октябре, когда он договаривался с «Открытием» о получении по $5 млн «подъемных» себе и каждому из четырех членов своей команды, которых пообещал привести с собой (в реальности с ними он договорился на выплату от $0,5 млн до $2,5 млн - это первая из рассматривавшихся в суде афер), он обсуждал и вторую схему - гораздо более выгодную. Обсуждал с сотрудниками «Открытия», которые способствовали его приходу. В марте 2011 г. они совершили операции с аргентинскими долговыми госбумагами, цена которых в песо была в 4 раза выше, чем в долларах США (курс был 4 песо/$). Перепродав их через свои посреднические фирмы «Открытию», они представили цену в песо (по которой бумаги покупались) как цену в долларах. «Открытию» бумаги были проданы за $213,5 млн при их реальной цене в $62,5 млн, убыток корпорации - $150,9 млн.

Отмывался доход через багамскую Gemini и литовский банк Snoras. Основного владельца последнего, тоже российского бизнесмена - Владимира Антонова, Литва требует экстрадировать из Британии (в январе Лондонский суд удовлетворил этот запрос). Как следует из иска к Антонову, Snoras (национализированный, кстати, через восемь месяцев после помощи Урумову) размещал деньги и ценные бумаги в других банках, а потом они переводились на счета других лиц либо те получали под их залог кредиты. Картина, знакомая по последним случаям с рухнувшими российскими банками.