Максимальный ретвит: Фейк-пропаганда на новом уровне


Наивно, конечно, предполагать, что только в рунете в последние годы развилась масштабная индустрия фейка - имитации общественного мнения через новые медиа. Отечественная специфика тут состоит в значительной распространенности серых, непрозрачных политтехнологий.

Рынок вторичных медиауслуг (от накрутки количества фолловеров до покупки лайков) с разной степенью легальности существует и на европейском, и на американском рынке, но там он носит ярко выраженный коммерческий характер. Главным заказчиком обычно выступает шоу-бизнес.

Скажем, одна из самых популярных услуг такого рода на Западе - это раскрутка видео на YouTube (нового музыкального клипа или трейлера нового фильма), которая предполагает как накрутку лайков и просмотров, так и написание одобрительных комментариев.

Это, безусловно, тоже фальсификация, поскольку используются базовые механизмы психологического манипулирования (по принципу «то, что нравится многим, скорее всего не может быть плохим»), но все же обман потребителя на порядок менее опасен, чем обман избирателя.

В условиях конкурентной демократии и свободных СМИ эпизоды выведения, скажем, оскорбительного для одного из кандидатов хештэга не через флешмоб с вовлечением живых людей, а обманным путем стали бы широко известны. Это нанесло бы столь сильный репутационный ущерб политической силе, которая провернула бы такую операцию, что, соотнося риски, никто за такое не берется.

Одновременно с этим там все чаще применяются на выборах «чистые» социальные технологии, особенно для привлечения молодой аудитории; классическим уже smm-кейсом стала, например, предвыборная кампания Барака Обамы 2008 г.

В наших же условиях индустрия имитации общественного мнения не только не встретила какого-либо сопротивления, но и, напротив, сильно разрослась в последние годы. Это хоть и не нечестный, хоть и серый, но рынок, и здесь спрос тоже рождает предложение: около властных структур стали как грибы появляться медийные структуры, готовые осваивать бюджеты под любые поставленные задачи. Здесь трудно говорить наверняка, но внешнее наблюдение указывает, что имеет место и общая координация их усилий - для решения наиболее важных задач.

Долгое время казалось, что это лишь работа «для отчетов», очередной распил. Обозреватели отмечали топорность и крайне низкую эффективность таких кампаний - от однотипных твитов до очевидного мусора в комментариях.

Но кажется, недавно количеству все же удалось перейти в качество. Доказательство: случай с опросом «Дождя», когда обсуждение, пожалуй, впервые удалось вынести за рамки интернет-скандала и навязать его широкой неполитизированной общественности. Причем сделано это было удивительно быстро и слаженно.

Долгое время российское гражданское общество было уверено, что уж в интернете власть ничего толком не умеет и хотя бы здесь сохраняется область свободного обсуждения, без искажений. Кажется, российское гражданское общество не заметило, как оказалось в принципиально новой медийной реальности.