Их знают в лицо

«Энди Уорхол: 10 знаменитых евреев ХХ века» - выставка в Еврейском музее демонстрирует непревзойденно высокие образцы классического коммерческого искусства
Братьев Маркс было трое, а художник их еще и умножил/ РИА Новости

Десять портретов знаменитых евреев знаменитого американца Энди Уорхола созданы в смешанной технике, тут и печатное изображение, и ручная работа кистью с краской. Так что сразу не скажешь, живопись это или графика, малотиражная продукция или уникальная вещь - шелкографий этих портретов существует несколько десятков, но показанные в Еврейском музее и центре толерантности холсты написаны самим художником.

Смешанный и характер этих работ, безусловно ставших классикой ХХ века, место которых в музее, но задуманных исключительно для выгодной продажи. В 1980 году, когда Уорхол был уже известным художником, со своей философией, десакрализирующей искусство, он по совету галериста Рональда Фельдмана решил создать серию портретов знаменитых евреев, потому что понимал - она найдет покупателя. Согласно собственной стратегии он выбрал действительно великих людей, хорошо известных в мире и Америке (список долго обсуждался), чьи лица узнаваемы. Как основа портретов выбирались самые популярные фотографии, которые репродуцировались на холст. Первая выставка еврейской серии Уорхола имела не полный, опять же смешанный, успех - как у критиков, так и коммерческий. Но позже Уорхол создал новый ее вариант, более живописный, который сейчас принадлежит Фонду семьи Блаватник и демонстрируется на выставках.

Десять портретов смотрятся единой серией - все они написаны в одной манере (поп-артистской) на холстах размером метр на метр. Но если изображение предводительницы поколения американцев, потерянных в Париже, друга и коллекционера великих модернистов Гертруды Стайн красно-желтое и тяжелое, то прекрасное лицо великой актрисы Сары Бернар подкрашено веселыми светлыми красками. Тройной портрет комиков братьев Маркс (формально евреев в серии тринадцать) черно-белый, как и изображение национального героя Израиля Голды Меир. Цвет и степень подкрашенности, кажется, выбраны не осмысленно, а на глаз, по декоративным соображениям, и, очевидно, из общего представления о личности модели. Поскольку молодое лицо Франца Кафки даже в черно-сине-зеленой гамме не выглядит ни тревожащим, ни странным, то Уорхол вводит в него неуместный желтый треугольник - для ощущения беспокойства. Ведь портреты должны вызывать только положительные эмоции, в данном случае - от мгновенного узнавания. Льстить не только модели, но и зрителю - его взору и познаниям. Даже не зная философа Мартина Бубера, публика должна понять - перед ним серьезный мыслитель. Ну а портрет Альберта Эйнштейна эксцентричен, потому что таким и слыл великий физик.

С обратной стороны белые панели, на которых демонстрируются портреты, также интересны, как и с лицевой. На них фрагментарно представлены портретируемые - деталями биографий, фотографиями, отрывками из фильмов. За портретом Джорджа Гершвина висят наушники - можно, например, послушать песню Summertime из «Порги и Бес», основанную на украинской колыбельной «Ой, ходить сон коло вiкон».

Хотя существенно пополнить знания этой информацией трудно, некоторые факты могут оказаться в новинку. Например, высокоморальный юрист Луис Брандейс не так уж известен у нас. А для некоторых и полное написание знакомых имени и фамилии покажется неожиданным - Зигмунд Шломо Фрейд.

До 9 апреля