Аттестат зрелости: Нет денег - нет образования

В этом году российское правительство потратит на образование около $20 млрд. За прошлый год выпускники американских и канадских университетов подарили своим альма-матер около $34 млрд. Есть ли у вас еще вопросы, почему американское высшее образование считается лучшим в мире?

Больше всего денег пришло в прошлом году в Стэнфорд - около $930 млн. Гарварду досталось $790 млн, Университету Южной Калифорнии - $675 млн. Десятый в списке самых одариваемых - Университет Дьюка - привлек $423 млн.

Для российских университетов такая ситуация выглядит как картинка с другой планеты. В ближайшие годы и десятилетия им не светят такие подарки как с точки зрения сумм, так и с точки зрения формы предоставления благотворительных взносов. Подавляющее большинство пожертвований западным университетам попадает в так называемые эндаументы (на российском бюрократическом языке - фонды целевого капитала), которые управляются специализированными управляющими компаниями. Дарители знают, что их деньги будут не украдены, а разумно инвестированы. Университет, в свою очередь, вместо того чтобы использовать пожертвования на сиюминутные нужды, получает стабильную прибавку к финансированию, что позволяет ему лучше планировать свою деятельность.

В Стэнфорде размер эндаумента в прошлом году достиг $18,7 млрд. Это позволяет университету ежегодно тратить около $1 млрд на покрытие своих расходов. Для сравнения: в фонде МГИМО сейчас около $40 млн (это один из самых больших университетских фондов в России, если не самый большой). А всего за 2013 г. МГИМО удалось привлечь около $6 млн пожертвований.

Еще $1 млрд Стэнфорд получил от американского правительства. Эти деньги пришли в университет для исследований, в основном по запросу министерства здравоохранения. Доход университета, полученный от студентов, составил в 2013 г. «всего лишь» $500 млн, т. е. чуть больше 10% от совокупного операционного дохода учебного заведения в $4,1 млрд. То есть доходы Стэнфорда (без учета университетских госпиталей, которые заработали около $3,5 млрд) равны 20% расходов на образование всего федерального бюджета 140-миллионной России.

Понятно, что миллиарды долларов от бывших выпускников и миллиарды долларов от государства формируют пропасть между Стэнфордом или Гарвардом и даже самыми богатыми российскими университетами. Так, например, бюджет Высшей школы экономики на 2013 г. - примерно 10 млрд руб., или $300 млн. По российским меркам это впечатляющая сумма. По мировым, выходит, не очень.

Качественное образование - дорогое удовольствие. Первоклассный университет стоит дороже футбольного или хоккейного клуба, его успех не так быстро заметен, как победа в Лиге Европы, а управлять им гораздо сложнее. Но если страна действительно хочет, чтобы несколько ее университетов вышло на мировой уровень, иного пути нет - денег потребуется много. Пока они идут на другое.