Последняя в топ-10

Крупнейший сибирский ритейлер «Мария-ра» снизил рост выручки. Помимо снижения потребительского спроса сказывается конкуренция со стороны федеральных сетей

Выручка «Мария-ра» в прошлом году увеличилась на 22% до 50,4 млрд руб. к уровню 2012 г., говорится в материалах компании. Но выручка выросла на 32,7% до 40,8 млрд руб. В 2013 г. «Мария-ра» расширила свою географию, освоив 44 новых населенных пункта Западной Сибири и открыв 118 торговых точек. А годом ранее сеть увеличилась на 131 магазин.

«Мария-Ра»

розничная сеть. Владельцы (головной компании ООО «Мария-ра»): Алла Ракшина, Александр Ракшин, Галина Ракшина, Евгений Ракшин (в равных долях). Выручка (консолидированная, 2013 г.) - 50,4 млрд руб. насчитывает (на 1 января 2014 г.) 625 магазинов в 167 населенных пунктах Алтайского края, Республики Алтай, Новосибирской, Томской и Кемеровской областей.

«Мария-ра» - крупнейший ритейлер в Сибири (см. справку) имеет магазины «у дома» и супермаркеты. По данным компании, ежедневно магазины посещает более 740 000 покупателей. Средний чек в 2012 г. составлял 167 руб., прошлогодних данных ритейлер не сообщает. Дозвониться до владельцев сети вчера не удалось.

«В 2013 г. почти все крупнейшие российские ритейлеры столкнулись с замедлением темпов роста продаж в связи с усилением конкуренции и стагнацией потребления в IV квартале 2013 г.», - говорит директор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров. Помимо стагнации темпы роста сибирских ритейлеров падают из-за усиления конкуренции со стороны федеральных сетей. Наиболее активно в прошлом году развивались «Магнит» и «Лента», говорит он. «Лента» открыла в Сибири четыре гипермаркета, «Магнит» - 30 магазинов разных форматов. Насыщенность торговыми сетями в Сибири, конкуренция между ними и так уже довольно высоки, отмечает аналитик «Инвесткафе» Роман Гринченко.

По росту выручки «Мария-ра» в 2013 г. сохранила десятое место среди крупнейших торговых сетей, уступая «Ленте» (+31,3%), «Магниту» (+29,2%) и ГК «Дикси» (+22,7%), но опережая «О'кей» (+18,7%), Х5 Retail Group (+8,7%) и «Седьмой континент» (выручка снизилась по сравнению с 2012 г.), говорит Бурмистров. Компании даже удалось увеличить свою долю на российском рынке продовольственной розницы с 0,37% в 2012 г. до 0,4% в 2013 г. На сибирском рынке по итогам 2013 г. компания занимает 3,8% по сравнению с 3,4% в 2012 г., говорит эксперт.

«Ленте» одной из немногих удалось превзойти темп выручки в 2013 г. (31,3% к 22,4% в 2012 г.). «Причина - ускоренные темпы развития сети, отличные результаты новых магазинов, а также 10%-ный рост продаж в сопоставимых магазинах», - передал через пресс-службу гендиректор «Ленты» Ян Дюннинг. «Мы видим устойчивый потребительский спрос на российском рынке, поэтому ожидаем, что выручка и сопоставимые продажи в I квартале 2014 г. будут не хуже аналогичных показателей IV квартала 2013 г.», - продолжает он.

Совладелец компании «Холидей» Николай Скороходов говорит, что за минувший год выручка его компании выросла на 23% до 44,5 млрд руб. (без НДС). По его словам, в 2012 г. объемы продаж «Холидея» росли сопоставимыми темпами. «Основная причина снижения показателей у ритейлеров - снижение платежеспособного спроса. Мы это заметили в конце года», - говорит Скороходов.