«AMD гораздо больше, чем поставщик чипов для ПК», - Рори Рид, президент AMD

Рори Рид о попытках корпорации освоить новые рынки, о новых технологиях и о сотрудничестве с российскими разработчиками программного обеспечения
М. Стулов/ Ведомости

- Россия стремится участвовать в проектах НИОКР лидеров мирового рынка - в частности, в «Сколково» сотрудничает с Intel. А вы собираетесь создавать в России центр исследований и разработок?

1983

начал работу в IBM, где прошел путь до управляющего партнера подразделения IBM, предоставляющего услуги бизнес-консалтинга промышленному сектору 1983

2006

президент и директор по операциям в китайской Lenovo Group

2011

президент и член совета директоров AMD

AMD

Производитель процессоров, графических систем и других компонентов для компьютерных устройств. крупнейшие акционеры: Mubadala Development Company PJSC (14,8%), The Vanguard Group (4,8%), BlackRock Institutional Trust Company (4,4%), OppenheimerFunds (3,9%), Fidelity Management & Research Company (3,3%). Капитализация на 13 февраля - $2,79 млрд Финансовые показатели (US GAAP, 2013 г.): Выручка - $5,3 млрд, чистый убыток - $83 млн.

Возглавив два с половиной года назад компанию AMD - одного из лидеров рынка компонентов для персональных компьютеров, Рори Рид столкнулся с задачей диверсификации ее бизнеса. В интервью «Ведомостям» он рассказал, как компания переориентируется на новые рынки, какие сегменты считает для себя ключевыми и какое место занимает Россия в сбыте и производстве продукции AMD.

- В IV квартале 2013 г. доходы AMD росли, а кварталом ранее компания вернулась к прибыльности. Благодаря чему?

- В последний год с небольшим мы фокусировались на новой линейке продуктов, которая выстраивается с учетом движения рынка. Стратегический курс на гибридные процессоры (APU), сочетающие функции центрального процессора (ЦПУ) и графики, позволяет нам закрепить позиции на новых динамичных сегментах рынка вроде встраиваемых систем, частично конфигурируемых систем, клиентских устройств с новым форм-фактором, серверов с высокой плотностью размещения компонентов.

Благодаря этому мы добились роста доходов. Динамика прибыли тоже радует, мы стабильно в плюсе. То же самое мы видим и в России - на одном из наиболее важных для нас рынков: здесь наш бизнес за последние 4-5 кварталов заметно вырос, и уже виден эффект от выпуска новых продуктов. Увеличилась наша доля на российском рынке настольных ПК, в сегментах ноутбуков и графических продуктов тренд тоже положительный. В III квартале, по данным IDC, наша доля на российском рынке ПК достигла 24%, а в сегменте настольных компьютеров превысила 30%. Открываются прекрасные перспективы для продвижения графических продуктов, наподобие тех, что были использованы в [игровых приставках] Xbox One и PS4. Это касается и отдельных графических ускорителей, и игровых систем.

- Спрос на процессоры традиционной архитектуры x86 снижается. Как вы намерены компенсировать снижение продаж чипсетов для ПК?

- Мы занимаемся продуктами на базе x86, но развиваем и сотрудничество с ARM (британский производитель более экономичных процессоров, использующихся в том числе в мобильных устройствах. - «Ведомости»). Это расширяет для нас рыночное пространство и позволяет своевременно осваивать новые быстро растущие рынки. Я думаю, направление x86 будет и дальше развиваться - как для традиционных ПК, так и для встраиваемых систем. У нашей компании длинная история инноваций. Какая еще компания может объединить в своей стратегии платформу x86 и ARM? Это преимущество помогает нам выходить на новые рынки.

Кроме того, мы ведущий поставщик графических ускорителей. Наша линейка Radeon используется в игровых консолях и ПК во всем мире. Имея в арсенале технологии x86, ARM и графику, мы можем строить решения APU в соответствии с рыночными тенденциями. А на рынке все большее значение приобретают технологии видео, системы обработки больших массивов данных, графика, информационная защита.

- Встраиваемые системы - это в первую очередь консоли? Аналитики сомневаются, что этот сегмент рынка будет существенно расти...

- В 2011 г., когда я пришел в AMD, 96% нашего бизнеса было связано исключительно с ПК. Этот традиционный сегмент будет для нас и дальше очень важным, но нам необходимо диверсифицироваться. Первое перспективное направление - устройства в новых форм-факторах, прежде всего мобильные телефоны и планшеты. Здесь важно обеспечить конвергенцию разных типов устройств. Второе - встроенные системы. Третье - заказные решения, востребованные в промышленности, медицине, на игровом рынке и т. п. В качестве примера могу привести использование нашей технологии в Microsoft Xbox One и Sony PS4. Четвертое направление - профессиональные графические решения, графические рабочие станции. Имея передовые технологии в этой области, мы быстро осваиваем этот рынок. Пятое направление - серверы с высокой плотностью размещения компонентов. Настала эпоха облачных вычислений, всем требуются большие массивы данных, видео, средства поиска. Эти задачи мы предлагаем решать с помощью нашей технологии SeaMicro.

Доля перечисленных пяти направлений в нашем бизнесе два года назад не превышала 4%. К концу этого года она превысит 30%, еще через два года мы ставим своей целью довести долю до 50%. Аналитики продолжают относиться к AMD так, как привыкли за последние два десятилетия: многие считают нас просто поставщиками чипов для ПК. Но мы уже давно нечто гораздо большее. Мы создаем графические системы мирового уровня в сочетании с вычислительными системами, и нашу экспансию на новые рынки можно сравнить с движением хоккеиста туда, где в следующий момент окажется шайба.

- Во-первых, мы уже провели и продолжаем вести в российских регионах интересную работу, связанную с разработкой ПО. В частности, в Петербурге есть разработчики, создающие софт, который может найти применение во всех продуктах AMD.

Во-вторых, мы учтем, куда движется рынок. Если взять встраиваемые системы, то здесь для России есть хорошие перспективы. Объединяя свои возможности с возможностями российских разработчиков, мы надеемся создать уникальные продукты и решения для разных сегментов этого рынка, включая промышленный и медицинский. Внутри нашей российской команды уже создается специализированная группа по встраиваемым системам.

- Есть ли у платформы x86 с характерным для нее высоким энергопотреблением шансы оказаться востребованной в мобильных устройствах?

- Мы стремимся осваивать новые форм-факторы клиентских устройств. Все больше устройств можно объединять в общую сеть, вычислительные средства будут окружать нас повсюду. И в последние два года мы уделяли особенное внимание снижению энергопотребления как для платформы ARM, так и для x86. В нашей команде собраны многие ведущие специалисты в области компьютеров и графики, включая Марка Пейпермастера, Джима Келлера и Раджу Кодури. Имея опыт работы в Apple, IBM и Cisco, они пришли в AMD, чтобы создавать технологии нового поколения. Это широчайший спектр высокопроизводительных продуктов - от миниатюрных мобильных систем, потребляющих меньше 1 Вт, до мощных рабочих станций и серверов.

- Какую долю вы рассчитываете занять на рынке ARM?

- В наиболее важных для нас сегментах с высокими темпами роста мы хотим довести долю до 50%, и технология ARM здесь - один из главных факторов успеха. Применение ARM для создания 64-разрядных серверов - очень перспективное направление, и со временем мы могли бы контролировать здесь 15% рынка. Думаю, в сегменте ARM для встраиваемых систем наша доля тоже будет значительной. В планшетах и смартфонах ARM уже сейчас применяется очень широко.

- Насколько вообще нужно использование многоядерных процессоров в потребительской электронике?

- Все зависит от задач, которые стоят перед пользователем. Тема многоядерных чипов - как вычислительных, так и графических - тесно связана с идеей гетерогенных систем, в которых задачи поиска данных и обработки больших массивов и видеоконтента распределяются между множеством узлов. Правда, пользователь вряд ли будет интересоваться, сколько в процессоре устройства ядер и какой там графический движок. Ему важно, чтобы система работала гладко.