Миллиард в розницу

Минимум $905 млн выручат акционеры «Ленты» от IPO: организаторы первого крупного размещения в продуктовой рознице с 2010 г. переподписали книгу заявок в первый же день роуд-шоу
Отток денег с развивающихся рынков не снизил интерес инвесторов к «Ленте»/ Е. Кузьмина/ Ведомости

На российском рынке ритейл - один из наиболее привлекательных секторов, учитывая его темпы роста, фрагментированность и широкую географию, говорит аналитик Газпромбанка Виталий Баикин.

«Лента», управляющая 77 гипермаркетами, шестая по выручке розничная сеть в России, в пятницу начала роуд-шоу в Лондоне и назвала индикативный диапазон цены - $9,5-11,5 за глобальную депозитарную расписку (GDR; пять расписок за одну обыкновенную акцию). Компания разместит GDR в Лондоне, а затем получит листинг в Москве.

95,238 млн GDR, или 22% акционерного капитала «Ленты», предложат инвесторам существующие акционеры компании. Еще до 15% от размещаемых бумаг - опцион, который акционеры предоставят букраннерам по цене предложения. Сделка без опциона может стоить $905-1095 млн, а с опционом - $1,04-1,26 млрд, говорит человек, участвующий в размещении. Исходя из диапазона цены капитализация «Ленты» на начало торгов может составить $4,09-4,95 млрд, бизнес оценен в $5,2-6,1 млрд.

Организаторы сделки - Credit Suisse, JPMorgan, «ВТБ капитал», Deutsche Bank и UBS - в пятницу начали сбор книги заявок (цена размещения будет объявлена после 27 февраля). К 18.00 мск по нижней границе диапазона книга была подписана, говорит сотрудник одного из банков-организаторов, а после этого заявок было еще больше - в США рабочий день продолжался.

Еще до открытия книги два крупных инвестиционных фонда и один европейский суверенный фонд заявили, что хотят участвовать в сделке, рассказывает один из букраннеров, их заявки вошли в книгу. К концу пятницы переподписка составила уже 1,6 раза, рассказывает другой человек, участвующий в размещении.

Ускоренного сбора заявок, как при IPO ТКС-банка, организаторы не ждут, говорит сотрудник банка-организатора: «Рынки очень хрупкие».

Другой участник сделки говорит, что вероятно небольшое ускорение на последней неделе перед листингом, но пока таких планов нет.

Время для размещения российских компаний сейчас плохое - соотношение цены бумаг и дохода давно держится на низком уровне, идет бегство инвесторов c развивающихся рынков, отмечает управляющий партнер «Третьего Рима» Андрей Мовчан: «С другой стороны, а когда станет лучше? Сколько ждать?» Для хорошей компании шанс разместиться всегда есть, считает Мовчан и приводит в пример прошлогодние размещения «Яндекса» и ТКС-банка.

«Окно открыто», - полагает начальник инвестиционного управления «Райффайзен капитала» Игорь Кобзарь: ничего плохого, кроме девальвации рубля, не происходило.

Навскидку внутрироссийские факторы против потребительской компании непремиального уровня не играют, продолжает Мовчан.

Компания продает инвесторам историю роста, поэтому установила адекватную цену, считает управляющий директор по инвестициям ТКБ BNP Paribas Владимир Цупров.

Кобзарь полагает, что акционеры «Ленты» оценили ее высоко и разместиться даже по нижней границе будет хорошим достижением.

Кто продает

Предложение полностью состоит из существующих бумаг - их продают акционеры: 49,8% «Ленты» принадлежит TPG, 21,5% - ЕБРР, 11,7% - VTB Capital Private Equity, продают бумаги и миноритарии, говорится в проспекте «Ленты», четверо бывших членов совета директоров: Лоурен Боу (5,2%), Александр Истон (2,4%), Эдвард Николсон (2,4%) и Стивен Огден (1,2% через Bowdon Holdings). Эти люди после акционерного конфликта в 2010-2011 гг. передали свои пакеты в управление «ВТБ капиталу» и TPG. Еще бумаги продают фонды Periwinkle Ltd, Moore Capital (1,8% через багамский MEM PE Ltd), фонды Steep Rock Russia Fund и Steep Rock Russia Fund II.

Один из основных вопросов, которые инвесторы задают на роуд-шоу, - какова стратегия основных акционеров «Ленты» и прежде всего TPG в отношении этого актива, говорит сотрудник банка-организатора. TPG и «ВТБ капитал» привели в компанию ее гендиректора Яна Дюннинга и команду ключевых топ-менеджеров.

У генерального и финансового директоров, а также у других ключевых руководителей есть обязательства работать на компанию минимум до 2018 г., знает сотрудник другого банка-организатора: «Косвенно это может говорить о том, что на протяжении этого времени TPG не планирует выходить из актива полностью».

«Думаю, TPG сейчас не самая главная часть этой истории [об управлении «Лентой»], - говорит один из участников сделки. - TPG продает лишь небольшую долю, чтобы зафиксировать стоимость и наращивать ее дальше: пока перспективы компании и отрасли настолько интересны, что сейчас нет смысла выходить из этого актива».

Что продают

Выручка «Ленты» в 2013 г. составила 144,3 млрд руб. У нее три формата гипермаркетов: стандартный площадью 7000 кв. м с 24 000 наименований товаров (таких большинство), компактный - 5000 кв. м и 20 300 наименований товаров и суперкомпактный - 3000 кв. м и 15 000 наименований. Помещения большинства магазинов - в собственности: она арендует только 18 из своих 77 магазинов и два из пяти распределительных центров.

За 2013 г. «Лента» увеличила торговую площадь с 376 000 до 508 000 кв. м, открыла 31 новый магазин, говорится в проспекте к IPO, в 2014-2016 гг. «Лента» собирается удвоить торговые площади.

Продажи магазинов, работающих больше года, выросли в прошлом году на 10%, в том числе на 8,1% - за счет увеличения среднего чека и на 1,8% - за счет роста количества покупателей. Рост сопоставимых продаж «Ленты» выглядит несколько оторванным от рынка, считает Баикин: «Сейчас эффективный ритейлер в России - тот, у кого чек растет на уровне инфляции, а трафик немного снижается, и чем меньше, тем лучше». Возможно, конкурентное преимущество «Ленты» - более продвинутая экспертиза в отслеживании и аналитика покупок, полагает Баикин. До 90% покупок в «Ленте» делается с использованием карт лояльности, говорится в ее материалах к IPO: на конец 2013 г. - 4,8 млн активных пользователей. Покупатель с картой получает 5%-ную скидку и таргетированные промоакции; ритейлер с помощью программ аналитики отслеживает и подстраивает ассортимент и ценообразование под целевую аудиторию. «Дисконт-ритейлеры в России пока не дошли до такого уровня сбора информации о клиентах»,- считает Баикин.

Дешевле «Магнита»

Диапазон индикативной цены размещения «Ленты» определен между показателями ритейлеров «О'кей» и «Магнит», говорит один из участников размещения. «Лента», объясняет он, опережает «О'кей» по росту выручки, площадей и других показателей, а инвесторы всегда хотят иметь какой-то дисконт при IPO: при любом рынке было бы абсурдно пытаться получить оценку «Магнита».

«Лента» оценена в 10,3-12,09 ЕBITDA за 2013 г. По консенсус-оценке Bloomberg, показатель EV/EBITDA «Магнита» за прошлый год составляет 12,39, в 2014 г. будет 10,26. У «О'кей» EV/EBITDA за 2013 г. - 9,16, за 2014 г. - 7,8.

Диапазон оценок стоимости бизнеса «Ленты» (EV), который дали три организатора размещения - «ВТБ капитал», UBS и Deutsche Bank, - составлял $5,14-7,48 млрд. Инвестбанки указывали, что бизнес «Ленты» заслуживает премии к оценкам «О'кей» и сопоставим по мультипликаторам с «Магнитом».