Не те дефляторы

Затраты на строительство участка трассы Москва - Санкт-Петербург завышены на 6,6 млрд руб., утверждает Счетная палата. Виновата инфляция, объясняет «Автодор»
Денис Абрамов/ Ведомости

Счетная палата (СП) выявила завышение расходов при строительстве обхода Вышнего Волочка на новой платной трассе М11 Москва - Санкт-Петербург, сообщило ведомство.

За проект отвечает «Автодор». В конце 2011 г. контракт на строительство и эксплуатацию трассы сроком на 22,5 года без конкурса достался «Мостотресту» (совладельцы - Аркадий и Игорь Ротенберги через Marc O'Polo Investments): его заявка была единственной. Стоимость проекта - 51 млрд руб.: строительства - 49,6 млрд, подготовки территории - 1,4 млрд. Но в октябре 2010 г. Главгосэкспертиза утвердила смету стройки на 15,6% меньше - 43 млрд руб., указывает СП, «Автодор» не обосновал ни подорожание строительства, ни затраты в 1,4 млрд руб.

Все затраты соответствуют смете, утвержденной Главгосэкспертизой, говорит представитель «Автодора». Начальная стоимость была в ценах III квартала 2010 г., разница, на которую указывает СП, - результат пересчета цен 2010 г. в цены соответствующих лет с учетом устанавливаемых Минэкономразвития индексов-дефляторов для строительной отрасли, объясняет он, а 1,4 млрд руб. потрачены на подготовку территории, строительный контроль и авторский надзор. Все расчеты на коллегии СП представил предправления «Автодора» Сергей Кельбах, отмечает представитель госкомпании.

У Минэкономразвития дефляторы были ниже, настаивает представитель СП. Пока «Автодор» не смог обосновать, почему применялись именно такие индексы, продолжает он: это придется сделать по предписанию палаты.

Претензии аудиторов вызвала не только сумма инвестиций, но и соотношение частного и государственного финансирования. Из 49,6 млрд руб. «Мостотрест» должен вложить 5,2 млрд, остальное - госфинансирование.

СП проанализировала финансирование за 2011-2012 гг.: потрачено 11,68 млрд руб., «Мостотрест» вложил лишь 2% из них. Капвложения государства в первые годы строительства всегда выше, объясняет сотрудник компании, участвующей в проектах ГЧП: частные инвестиции начинаются позже, ведь компании привлекают заемное финансирование, если они займут раньше - вырастут расходы на обслуживание долга. Для строительства обхода Вышнего Волочка был привлечен заем в 2,6 млрд руб., говорит представитель «Автодора».

По условиям соглашения плата за проезд перечисляется «Автодору», из этих доходов госкомпания до 2033 г. выплатит «Мостотресту» 27 млрд руб. за эксплуатацию дороги и 16,5 млрд, чтобы компенсировать затраты на ремонт. Но прогнозная выручка от платы за проезд (34,7 млрд руб.) на 8,8 млрд руб. меньше платежей государства, подсчитали аудиторы: т. е. государство затрат не окупит. Аудиторы вновь не учли инфляцию, парирует «Автодор». Прогнозные доходы от сбора платы на этом участке, рассчитанные SDG (Steer David Glaves) и KPMG, с учетом индексации на инфляцию составляют 56,3 млрд руб., указывает представитель «Автодора»: на треть больше платежей государства.

«Автодор» и Минтранс официально еще не получили отчет, говорят Кельбах и представитель министерства. СП получит ответ по каждому пункту, обещает он, «Автодор» готов вновь предоставить письмо Минэкономразвития, где указаны использованные дефляторы.

К комментарию «Автодора» добавить нечего, лаконичен представитель «Мостотреста». Расходы могут вырасти из-за непредвиденных обстоятельств, объясняет сотрудник инфраструктурной компании: например, из-за выкупа земли или обнаруженных сложностей рельефа. Но изменения нужно согласовывать с Главгосэкспертизой, подчеркивает он: «Иначе ни одна выплата не пройдет».

Когда проект предполагает частные инвестиции, риски завышения стоимости ниже, замечает партнер PwC Дмитрий Ковалев. Независимый аудит также позволяет минимизировать риски непредвиденных обстоятельств, продолжает он. Но в конечном счете многое зависит от терпимости заказчика к росту расходов, заключает Ковалев.