Работа для позвоночных

Самым эффективным способом получить работу до сих пор остается прямой звонок работодателю. Правда, чем выше и сложнее позиция, тем большую роль играют посредники
Fotolia/ PhotoXPress

«Я всегда находила работу сама, через знакомых, - делится своим опытом Юлия Брыгалина, менеджер по маркетингу DPD в России. - У этого есть свои плюсы. Во-первых, так можно получить куда больше информации о работодателе, чем при традиционном трудоустройстве: вам расскажут и о принятых правилах взаимоотношений, и об удобстве офиса, и о сотрудниках. Во-вторых, и противоположная сторона быстрее получает предварительную информацию о кандидате, в силу чего оказывается более благожелательно к нему настроенной. В-третьих, соискатель попадает сразу к ключевому лицу, а не проходит через стандартный отсев HR-службы».

Поиск выпрямляется. 16%

так выросло количество прямых вакансий от работодателей в 2013 г., сообщил Глеб Лебедев, директор по исследованиям HeadHunter. В структуре вакансий на hh.ru их доля увеличилась на 1% до 90%. Оставшаяся доля (10%) приходится на кадровые агентства.

Некоторое время назад Елена Фаткулина, главный редактор интернет-издания «Томский обзор», по воле случая нашла себе работу (в дополнение к уже существующей) в администрации города. «Я пришла на интервью с одним из заместителей мэра и, разговорившись с начальницей информационного комитета, спросила у нее, не требуется ли им для работы в свободном графике сотрудник в пресс-службу, - вспоминает Фаткулина. - Выяснилось, что да, такой человек нужен - на должность советника отдела по связям со СМИ. Мне дали буквально сутки, чтобы я подумала над этим предложением. На новую работу я вышла уже через неделю».

«Сложно пользоваться услугами рекрутеров, когда речь идет не о смене работы, а когда хочется каких-то изменений в жизни и нового опыта, - анализирует собственный опыт Фаткулина. - В таких ситуациях интересные вакансии зачастую сами тебя находят». В прямом поиске работы, правда, есть одно «но»: кандидат может проиграть в переговорах по финансовой части, так как заинтересованного в той или иной работе человека компании продавить проще, чем профессионального рекрутера, признает она. Поскольку комиссионные агентства зависят от дохода сотрудника, рекрутеры в этих переговорах обычно выступают на стороне кандидата, соглашается Святослав Бирюлин, совладелец компании Sapiens Consulting.

Звонок работодателю

Самым эффективным способом получить работу до сих пор остается прямой звонок потенциальному работодателю, говорится в одной из недавних статей The Wall Street Journal, в которой анализируются результаты опроса, проведенного исследователями американского Федерального резервного банка Сент-Луиса. Аналитик банка Джеймс Эубэнкс и экономист Дэвид Уикзер пишут, что по многочисленным исследованиям в период с 1976 по 2011 г. 65,7% соискателей в поисках работы напрямую связывались с работодателями, еще 25,8% размещали объявления или сами звонили по объявлениям, 22,5% посылали резюме в государственные агентства занятости, 17,5% опрашивали друзей, а 6,7% обращались в частные кадровые компании.

«В последние годы наметилась стойкая тенденция по увеличению процента подбора персонала с использованием внутреннего HR-отдела, - обращает внимание Ольга Суворова, управляющий партнер хедхантинговой компании Suvorova & Partners Executive Search. - Не только агентства, но и кадровые службы компаний стали активны в интернете - они так же, например, как и рекрутеры, используют LinkedIn, поэтому, размещая резюме на этом сайте, человек увеличивает количество звонков с предложением работы». Сейчас многие компании экономят или хотят экономить на подборе и они рады кандидатам, которые приходят к ним сами, замечает эксперт, отсюда популярность программ поощрения сотрудников, которые рекомендуют своих знакомых на открытые вакансии компании.

«Преимущество прямого поиска заключается в том, что человек расширяет свои возможности: он, например, может попасть в компанию, которая еще не успела разместить вакансию на сайте или в агентстве, став, таким образом, первым и единственным кандидатом, - говорит Суворова. - Кроме того, если кандидат является уникальным специалистом, то, получив его резюме, компания может принять решение о создании позиции под него».

Лояльны заранее

«Люди, которые самостоятельно ищут работу, занимают активную жизненную позицию, - считает Суворова. - Такой поиск требует большой затраты энергии и умения поддерживать оптимистичный настрой, ведь, отправляя резюме, человек получает не много ответов и приглашений на интервью. Кроме того, он должен быть готов вести переговоры о своей компенсации самостоятельно, что вызывает сложности и негативные эмоции у большинства менеджеров».

«Многие кандидаты приходят к нам напрямую, - рассказывает Мария Курносова, директор по внешним коммуникациям «Ашан Россия». - Это люди, которые откликаются на наши вакансии, размещенные на специализированных сайтах, заполняют форму для соискателей на сайте компании или направляют резюме, а также звонят по нашему единому корпоративному номеру».

Соискатели, будучи клиентами гипермаркетов «Ашан», любят и ценят бренд, доверяют качеству товаров, а через это доверяют и компании как работодателю, рассуждает Курносова. «Если человек вышел на работодателя сам, это уже показатель определенного уровня его лояльности», - считает она. Между тем в компании затруднились оценить, работают ли такие сотрудники дольше, чем все остальные. «Видеть компанию со стороны - это одно, а работать в ней - совсем другое», - замечает Курносова.

Работа за неделю

Если говорить о молодых специалистах - студентах российских вузов, то, судя по опросу, который в декабре - январе провело агентство «Контакт» среди 937 респондентов, для большинства из них (53,1%) существует компания мечты. При этом работает в ней всего 9,1%. Работные сайты остаются самым популярным способом поиска работы (94,9%). Они же оцениваются как самые эффективные (76,3%), хотя на вопрос, что нужно сделать, чтобы найти работу за неделю, 87,5% студентов выбрали ответ: рассылать напрямую резюме интересным компаниям (на сайты работодателей заходят 64,6% респондентов).

«Напрямую очень быстро можно устроиться в любую розницу на низовую позицию, - охлаждает пыл молодых соискателей Елена Кисель, руководитель отдела подбора консалтинг-центра «Шаг». - Продавцом в магазин, официантом в ресторан. Минимальное обучение - самое большее неделю - и человек уже работает. Можно устроиться билетером в кинотеатр, гардеробщиком в театр». Менее очевидная сфера - тайный покупатель, продолжает она: «Правда, тут речь идет не о вполне формальном трудоустройстве. Но можно зарегистрироваться в качестве «тайника» в нескольких компаниях, самостоятельно отбирать себе визиты и зарабатывать 1000-2000 руб. в день. При этом молодой человек не должен отсиживать в офисе и может самостоятельно распоряжаться своим временем».

Топы - рекрутерам

«В некоторых индустриях прямой поиск работы довольно распространен, - комментирует Наталья Кукалец, руководитель группы консультантов компании Ancor Professional. - Например, в рекламных агентствах люди легко делятся рекомендациями и зачастую переходят к другому работодателю целыми командами».

И все же чем выше позиция, тем меньше шансов у кандидата выйти на работодателя самостоятельно. «Топовые позиции в крупных компаниях всегда закрывают через агентство, которое в этом случае не только выполняет функцию поиска или хедхантинга, но и использует свою экспертизу, чтобы помочь клиенту более точно подобрать человека, - говорит Бирюлин. - Топ-менеджеры - товар штучный, и их требования, как, кстати, и требования компании к ним, более комплексны и сложны».

Если у организации есть бюджет и четко поставленные цели, а именно какой специалист нужен и в какие сроки, то гораздо удобнее работать через кадровое агентство, объясняет пользу посредников Кукалец. Как правило, у крупных компаний есть свой пул агентств и они знают, кто из них в чем силен: к кому можно обратиться при поиске финансового менеджера, а к кому - при поиске маркетингового директора, замечает она.