Рассмотрим частности

Выставку «Работа над орнаментом» можно считать коротким, но интересным примечанием к закончившейся ретроспективе Натальи Гончаровой
Мастерство Гончаровой заключено в любой мелочи/ С. Портер/ Ведомости

Галерея «Наши художники» открыла выставку 16 эскизов Натальи Гончаровой как раз к окончанию ее большой ретроспективы в Третьяковской галерее. Кажется, не очень выигрышный ход - там сотни ярких полотен, а тут немного черно-белых повторяющихся с помощью трафарета узоров. На самом деле Наталия Курникова, владелица галереи и ее арт-директор, сделала верный ход. Не потому, что интерес к Гончаровой подогрет национальным музеем - он давно не угасает: просто на большой выставке всех деталей не рассмотришь, а тут мелочь, кажется, но в ней видны и вкус художника, и его отношение к работе.

Выставленные эскизы Гончаровой сохранились в собрании Сергея Лифаря, назначение их не известно. Исследовавшие их знатоки русского авангарда Джон Боул и Николетта Мислер предполагают, что рисунки готовились для росписи стен, а может быть, они предназначались для обоев или ткани. Почти все орнаменты растительные, цветочные - в традиционном японском или английском стиле, но есть и геометрический. Восточные пионы и британские травы с индийскими огурцами выполнены графитным карандашом и тушью, смотрятся просто и изысканно.

Если присмотреться, то заметно, как Гончарова оживляла трафаретный рисунок, нанося кистью пятнышки-тени, специально выходила за линию, чтобы такая неаккуратность делала работу теплее, рукотворней.

В небольшой серии эскизов видно, как ответственно она относилась к оформительской работе. Как искренне увлеклась она японскими мотивами, точно и легко воспроизводя тонкости другой культуры, как любила красивое, но простое, а не гладкое и пышное.

Кроме работ Гончаровой на выставке представлены шали, созданные сейчас по эскизам к тканям Льва Бакста. Эти эскизы показывали на прошлогодней выставке в галерее. Наталья Гончарова считается представителем русского авангарда, Леон Бакст - эстет из «Мира искусства», но стремление внести красоту в жизнь у них родилось не под воздействием новых идей ХХ в.: они следовали художественной традиции, всегда высоко ценившей декоративное искусство.

До 13 апреля