Конфликт как двигатель карьеры

Считается, что блестящие карьеры делают топ-менеджеры, которые избегают конфликтов. Но свежие исследования американских ученых показывают, что все ровно наоборот
В некоторых компаниях «средних» менеджеров продвигают, лишь убедившись, что они умеют разжечь конфликт в офисе/ Fotolia/ PhotoXPress

Управлять скандалом. Джудит Глейсер

коуч и автор книги Conversational Intelligence. «Сегодня компании ищут инновационные решения, которые могут помочь им развивать бизнес и обходить конкурентов. Поэтому все чаще выбирают боссов, способных управлять конфликтами, а не избегать их».

В одной американской компании, работающей в сфере медицины, пару лет назад произошла странная история. Руководство неожиданно отказалось продвигать на ключевую позицию обаятельного и всеми любимого вице-президента. Его кандидатуру отвергли именно по причине того, что он никогда не спорил ни с кем из коллег на совещаниях. Вице-президент возмутился и покинул компанию. «Карьеру этого мужчины разрушала его неспособность управлять конфликтами», - убежден коуч в сфере лидерства Дэвид Дотлич.

Его исследования показали, что стремление угодить и не поссориться часто становится причиной карьерных неудач топ-менеджеров.

Чем больше показатели бизнеса зависят от командной работы, тем больше растет спрос на менеджеров, умеющих разрешать конфликтные ситуации, добавляет Теодор Дайсерт, заместитель председателя совета директоров хедхантинговой компании Heidrick & Struggles International.

Разрушить гармонию

Недавно руководство американской Southwest Airlines решило изменить корпоративную культуру авиакомпании, разрушив то, что топ-менеджеры условно называли «духом искусственной гармонии» в коллективе. Теперь средних менеджеров продвигают в компании на более высокие позиции, только если они способны разжечь конфликт в офисе, рассказывает Элизабет Брайант, вице-президент тренингового подразделения Southwest Airlines. Более того, выдвиженцы на руководящие должности проходят пятинедельный тренинг, где их учат провоцировать сотрудников на яростные, хотя и не выходящие за рамки вежливости дебаты.

«Нельзя сказать, что компаниям нужны вздорные, как петухи, лидеры. Но тот, кто уходит от прямой конфронтации, обычно откладывает в долгий ящик трyдные решения. В результате проблемы растут как снежный ком», - считает коуч Джудит Глейсер. «Вступать в конфликт плохо, но избегать его - еще хуже, так как это лишает вас способности принимать правильные решения», - заявляет Патрик Ленчиони, президент консалтингового агентства Table Group и автор 10 книг на эту тему.

Трудный ход

Конечно, сознательно вступать в конфликт всегда непросто. Поэтому коучи часто советуют своим подопечным попрактиковаться в ходе игры. Ленчиони в прошлом году провел двухдневный мастер-класс на эту тему с командой школы бизнеса и экономики Американского католического университета. На мастер-классе декан школы Эндрю Абела вдруг понял, что всегда пытался миролюбиво относиться к коллегам и, как следствие, отказывался от жестких решений. «Меня с детства учили быть вежливым. Поэтому я избегал конфликтов или сводил их к минимуму. Я не хотел вызывать чей-либо гнев», - признался он. После мастeр-класса Абела стал более резко выступать против предложений подчиненных, которые казались ему нецелесообразными.

Специалисты в сфере менеджмента советуют не воспринимать подобные конфликты как личное противостояние. Возражайте, но не становитесь при этом неприятным человеком, советует Рон Каплан, гендиректор Trex, компании - производителя балконов и террас для загородных домов. В его компании сотрудники тоже зачастую предпочитают сохранить добрые отношения, нежели идти на открытый конфликт. «Мы с вами не в лечебницe, мы здесь делаем бизнес», - всегда говорит им Каплан.

Конфронтация при найме

Эксперты в сфере карьеры советуют прибегать к конфронтации и кандидатам, проходящим собеседование у потенциального работодателя. Например, одна дама, топ-менеджер из индустрии рекламы, открыто выразила недовольство предложенной ей на собеседовании зарплатой. Она рассказывает, что, сидя перед потенциальным работодателем, как мантру повторяла про себя урок коуча: «Когда ты чувствуешь дискомфорт, ты должен сообщить об этом собеседнику. И это будет правильно».

Женщина отвергла скромную зарплату, которую ей предлагали, и вместо этого попросила пакет акций и приличный бонус наличными деньгами. Руководство рекламного агентства согласилось. «Раньше я бы приняла условия, которые мне изначально предложили. Мне очень хотелось нравиться людям», - рассказывает она.

Конструктив не помешает

Если вы видите, что почва для конфликта созрела, то нужно подумать о том, как конструктивно разрешить конфликт для всех сторон, советуют эксперты. Например, вице-президент одного канадского издательства никогда не жаловался своему начальству на переработки. Будучи интровертом, он избегал любых конфликтов, лишь бы не оказаться втянутым в перепалку. В результате он работал 60 часов в неделю и чувствовал, что его не ценят. Жизненную позицию он изменил только после того, как его коуч призвал его открыто рассказать о своих потребностях работодателю.

Прошлой весной мужчина получил задание продвинуть 13 новых книг. Обычно он продвигал за год только шесть. Он отправился к боссу и мягко, но решительно сказал: «Это слишком трудное задание. Я не могу его выполнить». Босс согласился и немедленно перераспределил задания между подчиненными. «Небо мне на голову в этот момент не упало. Наоборот, это был прекрасный день в моей жизни», - говорит теперь мужчина.