От редакции: Начальный социальный капитал бизнеса


То, что связи важны, мы знаем по опыту. Но насколько? И как это связано с состоянием институтов? Эксперты НИУ ВШЭ опросили людей, открывающих малый бизнес, какую роль в их решении сыграли социальные связи и какие именно. Выяснилось, что спустя год после опроса бизнес начали те 40%, у кого социальный капитал был выше.

Влияние семьи и общества оказалось незначительным. Автор исследования Александр Татарко, отмечает: у членов семьи часто нет необходимых знаний и опыта, а в обществе - положительного образа предпринимателя. В результате той базой, на которую опираются начинающие предприниматели, оказываются друзья и соцсети как воплощение социального капитала, а заодно и экспертного сообщества.

Первым социальный капитал как уровень доверия друг к другу людей с общими ценностями связал с благосостоянием страны Фрэнсис Фукуяма в работе «Великий разрыв». Логично, что замеры социального капитала стартаперов совпадают с уровнем межличностного доверия в России. По данным совместного исследования «Евробарометр в России» и Всемирного обзора ценностей, на 2012 г. уровень доверия россиян институтам и незнакомцам (так называемое обобщенное доверие) был крайне низким, а межличностное доверие - высоким.

В среднем по стране уровень обобщенного доверия равен 24% (в городах-миллионниках меньше, а в Москве - 1%), это в 1,5-2 раза ниже, чем в большинстве стран Европы, и в 3 раза ниже, чем в Норвегии. Межличностное доверие очень высоко (44% россиян предпочитают занимать деньги у друзей, а не в банках), а сети знакомств широки (в среднем 25-30 активных контактов, а у 25% наиболее активных россиян - 40-60 человек). Похожая ситуация в Китае, однако в отличие от Китая в России личные отношения не увязаны с институтами традиционного общества и семья играет несопоставимо меньшую роль.

В ситуации не пользующихся доверием институтов социальный капитал начинает работать в качестве параллельной структуры. В случае малого бизнеса особенно видны плюсы и минусы такого положения вещей. Система межличностных контактов позволяет предпринимателям оставаться на плаву, несмотря на отсутствие поддержки со стороны государства. Однако, именно в качестве параллельной структуры личные связи встраиваются в систему коррупционных отношений, лишая бизнес прозрачности и независимости.