Оперная мода

Моника Риттерсхаус

«Платея»- не самое исполняемое произведение Жана Филиппа Рамо. Определить его жанр довольно трудно - то ли балет с пением, то ли опера с танцевальными вставками (скорее все же второе). В последние годы «Платею» начали ставить и даже записывать чаще: в европейской культуре, перепаханной Вагнером и Дягилевым, берет свое страсть к гезамткунстверкам.

Классик французского барокко написал оперу-сатиру, высмеивавшую Люлли и его сторонников (справедливости ради: те на Рамо первыми напали). Роберт Карсен не стал погружаться в разборки XVIII века, сочтя, что поводов для сатиры достаточно и сегодня - чего стоит один мир «высокой моды»!

Юпитер (его поет Эдвин Крослер-Мерсе) поразительно напоминает Карла Лагерфельда, его супруга - Коко Шанель, а декорации - интерьеры парижского «Рица» («Платея» - совместная постановка с парижской «Опера комик», где спектакль покажут весной). Но болотную нимфу Платею ничем не проймешь. До последней сцены она уверена, что божественная любовь к ней и восхищение окружающих - всерьез и надолго. Партия Платеи писалась для высокого тенора, и лучшей кандидатуры, чем Марсель Бекман, вряд ли найти. Мастер травестийного жанра, он создает образ доверчивой дурочки, чья наивность - не повод для издевок завсегдатаев бара и официантов, которые тоже поют.

В «Платее» много остроумных ходов, ведь после фильма Олтмена «Прет-а-порте» мир стиля и брендов не выглядит неприкасаемым. Но самое неожиданное решение связано с танцами, которых у Рамо много. Иным они кажутся грузом, угрожающим «Платее» досрочным потоплением. Но хореограф Николас Пауль и его танцовщики говорят языком современного балета - и тут чувствуешь всю мощь Рамо, его открытость новому времени. Тем более что в оркестровой яме - знаменитый ансамбль Les Arts Florrissants.

Перед премьерой руководитель оркестра Уильям Кристи неожиданно перенес тяжелую операцию. Его заменил Поль Эгню, тенор с барочным репертуаром и второй дирижер оркестра. Его быстрые темпы придали спектаклю динамики.

За постановку в Театре ан дер Вин бриттеновского «Поворота винта» в прошлом сезоне Карсен получил награду как за лучший австрийский спектакль года. Даже не важно, достанется ли ему что за Рамо, - построенный еще либреттистом Моцарта Эммануэлем Шиканедером театр остается одним из лучших в Европе. «Платея» это лишний раз доказала.

Представления до 28 февраля