Выставить коллекционеров

Выставка «Личный выбор» в «Гараже» посвящена не столько содержимому частных коллекций современного искусства, сколько мотивации и вкусам их обладателей
Многослойная экспозиция в «Гараже» дает редкий шанс заглянуть в головы собирателей современного искусства/ Михаил Почуев/ ИТАР-ТАСС

Показать по одной работе из 23 коллекций, принадлежащих крупнейшим российским собирателям современного искусства, - такова нехитрая концепция выставки, открывшейся в «Гараже».

«Личный выбор» имеет достаточно сложную организацию. Здесь есть как минимум три уровня. С одной стороны, коллекционеры, которые дважды выбирали работы: один раз, когда приобретали их в свое собрание, второй - когда, откликнувшись на предложение куратора, отдавали на выставку, опять же совершая непростой выбор. С другой стороны, есть куратор Юлия Аксенова, которая задает рамку происходящему и визирует выбор коллекционеров. Наконец, не нужно забывать о художниках, которые создали эти произведения. Каждый из них - автор определенной работы, показанной на выставке, и человек со своей собственной историей. В целом такой многослойный пирог дает обильную пищу для размышлений.

И если для профессионального зрителя это многоуровневый квест, то для зрителя обычного - проект, неожиданный по другой причине: не так уж часто выдается шанс погрузиться в логику коллекционера. Рядом с каждым произведением - прямая речь владельца. Эти тексты, хоть и причесанные по большей части ассистентами и пресс-службами, в данном конкретном случае намного интереснее самих произведений, так как далеко не каждый посетитель «Гаража» читает интервью с коллекционерами в специализированной прессе. Вырисовывается картина мира этих людей или даже несколько картин, потому что коллекционеры оказываются совершенно разными людьми.

Например, Константин Григоришин рассказывает, как менялось его отношение к собирательству - параллельно росту его состояния. Начав с «русской классики» (коллекционер добавляет важное: «как и многие»), он перешел к старым мастерам и современному искусству. Его установка: «По всем направлениям коллекции выбирать только топовые имена». На выставку он предоставил массивную скульптуру «Треугольники» американца Александра Колдера, цены на произведения которого тоже регулярно растут.

Андрей Чеглаков, использующий единственный критерий - «мне нравится», рассказывает драматическую историю, как несколько работ Леонида Пурыгина, принадлежавших ему, после кончины художника оказались в чужих руках: «Купив много его вещей, я не успел вовремя забрать их из его мастерской, а после внезапной смерти Пурыгина доказать ничего уже было нельзя». Его крайне личное отношение к искусству повлияло и на нынешний выбор: ассамбляж «Небоскреб» Валерия Кошлякова восходит к утопическим проектам русского авангарда, полным мечтаний и восторженного трепета. Вообще, образы коллекционеров в этих монологах действительно соответствуют выбранным работам: даже если сами они не таковы, их коллекция рассказывает нам, какими бы они хотели быть.

Многие российские коллекционеры принадлежат к категории сверхбогатых людей, а в России традиционно не любят олигархов, да и к современному искусству относятся как минимум прохладно. От зрителей и критиков можно было ожидать двух взаимодополняющих реакций: восхищения богатством, выраженном в дорогих произведениях искусства, и раздражения по отношению к его обладателям. Но в данном случае это не так. Весь шик был на вернисаже, а так выставка выглядит скорее сдержанно.

Здесь, конечно, есть работы, которые одним лишь именем художника, как, например, портрет Ленина кисти Энди Уорхола, или всем своим видом, как та же скульптура Колдера и позолоченные головы зодиакальных животных китайского художника Ай Вэйвэя, показывают, что средств на их покупку потрачено очень много. Но с другой стороны, большая часть произведений не дает обычному зрителю понять ценовую сторону вопроса, в умалчивании которого некоторые критики уже упрекают организаторов выставки. Например, принадлежащая владельцу крупной венской ярмарки Viennafair Дмитрию Аксенову композиция Александра Бродского из закрашенных окон, на которых выцарапаны рисунки, не выглядит как что-то дорогое, хотя, естественно, это первое впечатление обманчиво, как в общем-то и само искусство, строящееся зачастую на иллюзии.

До 6 апреля