От редакции: Президент и академики

Алексей Дружинин/ РИА Новости

Вчера Владимир Путин заслушал мнения группы сотрудников РАН о вариантах построения современной и эффективной экономики. Желание выслушать ученых не может не радовать, однако эффективность подобных консультаций вызывает сомнения.

Прежде всего, такое мероприятие представляет собой странное смешение жанров. Что это - встреча с представителями корпораций или консультация с экспертами? Президент регулярно встречается с учителями, писателями, врачами или шахтерами, чтобы услышать о цеховых проблемах. Ученые-экономисты - тоже корпорация. Странно, что возглавлял ученых академик Фортов, по специальности физик. Но с учетом жанра это как раз понятно: Фортов председатель РАН, т. е. глава корпорации.

Такие встречи призваны демонстрировать внимание к нуждам корпорации, но не предполагают серьезных корректировок политики. Консультации с экспертами такую корректировку как раз предполагают - или должны предполагать. Присутствие на встрече представителей экономического блока правительства - председателя Центробанка, министров экономического развития и финансов - заставляет видеть в ней именно последнее. Проблема в том, что такие консультации возможны в условиях, когда власть демонстрирует склонность к диалогу и готовность корректировать свои действия. Наконец, такое взаимодействие должно носить постоянный, а не разовый характер.

Именно такое взаимодействие можно считать благополучно провалившимся. Наиболее яркий пример - «Стратегия-2020», программа долгосрочного развития экономики, к составлению которой были привлечены лучшие специалисты и которая была заявлена как государственный приоритет. Ее время от времени еще вспоминают, ряд ее авторов в последние годы заняли ключевые посты в экономическом секторе правительства, но сама программа благополучно положена под сукно. В то же время ряд экспертов, последовательно критиковавших экономическую политику Кремля, подвергаются откровенному давлению.

После октябрьской реформы РАН, проведенной без обсуждения с учеными, академики не чувствуют себя уверенно. Они могли бы помочь в поиске выхода из экономического тупика, но для этого нужна независимость, позволяющая говорить неприятные вещи правительству. Ученые между тем вынуждены беспокоиться о том, в чьем ведении они в конце концов окажутся.