Разглядеть котелки в тумане

«Другой Лондон» - классическая музейная фотовыставка, не скучная, познавательная, дающая повод подумать, но не навязывающая размышлений
Анри Картье-Брессон. Коронация короля Георга VI, 12 мая 1937 г./ Henri Cartier Bresson/ Magnum Photos

Несколько десятков черно-белых фотографий Лондона, показанных на выставке в Московском доме фотографии, представляют один из самых лучших городов земли и его обитателей начиная с двадцатых и кончая семидесятыми годами прошлого века. Все кадры сняты лучшими профи лучшего периода в истории фотографии. С первых десятилетий прошлого века фотографы решили, что занимаются искусством, а не фиксацией или идеализацией реальности.

Еще одно обстоятельство: «Другой Лондон» представляет собрание Галереи Тейт, а там делают очень хорошие традиционные выставки. И эта также очень хорошая и образцово традиционная. Особенность ее в том, что вся съемка сделана не местными, а иностранными фотографами. И это очень важно - вряд ли лондонец будет снимать туман, большие часы Вестминстера, двухэтажные автобусы и мужчин в котелках, для него они не новость. А приезжие будут, даже если они и великие фотографы, не терпящие банальности, как француз Анри Картье-Брессон или любитель экспериментов швейцарец Рене Гребли.

Картье-Брессон снимал в 1937 г. людей, пришедших (в котелках) поглазеть на коронацию Георга VI, как чистую экзотику. Гребли принадлежит самый нежный снимок выставки: туман, пустая улица, открытая дверка кэба и вдали - бегущая девочка. А самую характерную фотографию, ну чтобы запечатленный персонаж полностью совпадал с традиционным образом, сформированным великой английской литературой, сделал Жанлу Сьефф. Свою суровую «Английскую няню» он снял в 1965 г., но описал ее еще Диккенс. И шестидесятник-портретист Сьефф, привыкший снимать звезд-красоток, не устоял перед этим тугим воротничком, тяжелым подбородком и глубокой носогубной складкой, подчеркивающей выражение постной скорби.

В общем, самобытная лондонская фактура победила авторский стиль. Хотя так уж сложилось, что в Париже снимают аккордеонистов, мансарды и влюбленных, в Риме - фонтаны, статуи и влюбленных, а в Нью-Йорке - небоскребы, статую Свободы и биржевых маклеров. Вот Ирвин Пенн снял колоритных уборщиц в 1950 г., и они мало чем отличаются от уборщиц московских того же времени.

Выделяется среди фотографов и наш соотечественник Иван Шагин: «ведущий фотограф советских газет» - так он представлен на выставке - сделал снимок «Художник-бедняк» с рисующим на тротуаре человеком в потертом костюме.

Фотографии улиц и жителей Лондона 20-50-х гг. мало чем отличаются, только с начала 60-х в камеру попадают новые люди. Два смурных парня в узких брюках и в пальто с поднятым воротником представляют на фотографии Лутца Дилле 1961 г. поколение рассерженных молодых людей. Но через пять лет Милон Новотны снимает у Букингемского дворца молодых людей в котелках. Потому что парней в узких брюках можно увидеть повсюду, а в старомодной шляпе - только в Лондоне.

Выставку «Другой Лондон» точнее было назвать «Вы его таким себе и представляли». И она, конечно, удивительная - лучшие фотографы своего времени пятьдесят лет подряд снимали все как один почти одно и то же. Понятно, надо учитывать факт, что эти фотографии были собраны Луизой и Эриком Франк, передавшими свою коллекцию Галерее Тейт, и их вкус влиял на выбор. Но и зрителей вряд ли бы устроила выставка, где бы они не узнали Лондона: его туманов, автобусов, большой башни с часами и джентльменов в смокингах.

До 20 апреля