Арендаторы уйдут в новые торгцентры

Новосибирску не хватает качественных торговых площадей. Старые ТЦ неконкурентоспособны, арендаторы идут в новостройки, отмечает London Consulting & Management Company (LCMC)

Торговые центры старого формата постепенно оказываются невостребованными, говорится в сообщении LCMC. «С учетом того, что в 2014 г. девелоперы планируют ввести около 150 000 кв. м новых торговых площадей, старые торговые объекты рискуют оказаться полностью неконкурентоспособными и будут нуждаться в реконцепции и реконструкции», - считает Каур. По данным Knight Frank, к открытию в 2014-2015 гг. заявлены шесть торговых центров совокупной площадью 462 500 кв. м. Самым крупным проектом станет «Галерея Новосибирск» под управлением «ТПС недвижимость». Она отберет потребителей у небольших торговых объектов центральной части города, после ее ввода им придется тяжело, полагает управляющий партнер DSO Consulting Сергей Дьячков. Ермолаева полагает, что отток покупателей испытают все торговые центры аналогичного формата.

Обеспеченность Новосибирска качественными торговыми площадями - 309 кв. м на 1000 человек, для полуторамиллионного города этого недостаточно, говорится в исследованиях LCMC. К примеру, обеспеченность торговыми площадями в Петербурге и Тюмени составляет 500 кв. м на 1000 человек, в Екатеринбурге и Красноярске - около 400 кв. м, а в Курске (менее полумиллиона жителей) приближается к 700 кв. м. За последние два года в Новосибирске было введено чуть более 40 000 кв. м торговых площадей, утверждает Knight Frank. Все они - районные торговые центры.

Директор по развитию бизнеса департамента торговых площадей Jones Lang LaSalle Марина Малахатько считает, что на каждую 1000 новосибирцев приходится лишь 226 кв. м качественных торговых площадей. Оптимальной для Новосибирска она считает обеспеченность на уровне 400 кв. м.

Бум развития рынка торговой недвижимости Новосибирска пришелся на 2005 г. За прошедшие 8-9 лет многие из объектов морально и технически устарели, а на рынке появились более качественные ТЦ. «Наблюдается устойчивая тенденция перемещения арендаторов в более привлекательные для потребителей современные торговые центры. Торговые операторы, которые только выходят на рынок Западной Сибири, предпочитают размещаться в новых торговых комплексах», - отмечает управляющий директор LCMC Евгений Каур.

По мере развития рынка и роста конкуренции торговым центрам, открытым даже 5-7 лет назад, становится все сложнее удерживать свои позиции, в результате доля вакантных помещений в новых качественных торговых центрах не превышает 5%, тогда как в среднем по рынку она достигает 10%, говорится в ответе Knight Frank. Заполняемость арендаторами некачественных новосибирских ТЦ временами падает до 70-80%, утверждает директор RID Analytics Елена Ермолаева. Среди объектов с относительно высокой долей вакантных площадей Knight Frank называет рядом стоящие ТРЦ «Версаль» (2010 г., 41 000 кв. м) и «Галерея фестиваль».

Дьячков и Ермолаева уверены, что реконцепция уже необходима ТЦ «Москва» (2005 г., 21 800 кв. м), «Юпитеру» (2007 г.), «Манхэттену» (10 000 кв. м). Дьячков добавляет к этому списку ТРЦ «Калина» (2006 г., 10 500 кв. м) и ТРЦ «Роял парк» (2007 г., 70 000 кв. м), поскольку концепции обоих устарели. Малахатько считает, что скорректировать концепции пора «Сибирскому моллу» (2008 г., 67 000 кв. м) и «Сан сити» (2011 г., 92 000 кв. м): они «немного устарели морально». В них можно провести ротацию арендаторов и расширить площади магазинов - мелкая нарезка помещений уже не может вместить полноформатные магазины ритейлеров, советует аналитик.