Страничка сюрреалиста

«Сюрреализм и livre d'artiste» - выставка-парад листов малотиражной книжной графики сюрреалистов первого и последующего рядов
Таких ярких листов на выставке не много/ С. Портер/ Ведомости

В Отделе личных коллекций Пушкинского музея не первый раз показывают книги художников из собраний Георгия Генса и Бориса Фридмана. Два года назад их выставка здесь стала если не сенсацией, то сюрпризом. Мало кто предполагал, что книги - объекты такого класса, а в прошлый раз была представлена книжная графика великих испанцев-модернистов, кто-то так активно и умно собирает. Потом Фридман сделал еще пару выставок в Манеже, где какое-то время даже располагался, но после смены руководства исчез без объявления причин Музей книги. Так что публика, выучившая, что такое livre d'artiste, по книгам Генса и Фридмана, не успела соскучиться. Тем более работы Хуана Миро, Пабло Пикассо и Сальвадора Дали были и в прошлой экспозиции, есть и в нынешней.

Иллюстрации Дали к «Алисе в Стране чудес», например, смотреть второй раз нет смысла, даже впервые их рассматривать малоприятно. Лучшие ярчайшие листы Миро также были показаны раньше. Но все равно лучшее на выставке - книга этого художника «Король Убю» Альфреда Жарри. Главный герой - скопище пороков - здесь гомерически смешная инфузория. Но вот Пикассо и на этот раз интересен - два графических листа с изображениями, похожими на те же, что и в «Гернике». Графика создавалась одновременно со знаменитой картиной про ужасы гражданской войны.

На выставке кроме работ самых известных сюрреалистов есть опусы менее именитых авторов, они часто больше сюрреалистичны, чем у знаменитостей. Фрагменты тел Роберто Матта в книге стихов Джойса Мансура изображены откровеннее и погуще, чем у Дали, хотя, похоже, и навеяны его образами. А книга художника Ханса Беллмера «Мадам Эдвард», эротическое сочинение Жоржа Батая, - с витиевато-утонченными и слегка непристойными рисунками - кажется вдохновленной стилизованными коллажами Макса Эрнста, только без лишних подробностей. Но это работы 60-х, поздние, когда публика имела собственное представление о сюрреализме, и вот Доротея Теннинг, кстати жена Макса Эрнста, предоставляет зрителю ожидаемое: глазики в цветочках и грибочках. В общем, как называется один из докладов конференции в рамках выставки, - «Сюрреалистическая группа и Сальвадор Дали: от грез к паранойе», хотя многие сюрреалисты от свободной игры и дерзкой насмешки со временем перешли к скучной коммерции.

«Сюрреализм и livre d'artiste» - очень большая выставка, на протяжении десятка залов здесь на стенах висят аккуратно оформленные, чаще всего довольно бледные работы. 400 листов из 60 книг более чем 15 художников (некоторые издания составлялись из произведений разных авторов) - это много и тяжеловато для просмотра. Но замечательная особенность выставки - тут перед чем ни остановишься, можешь разглядывать долго: иллюстрацию, композицию страницы, шрифт или почерк. И еще прочитать познавательные пояснения - про художника и само издание. Главное - захотеть остановиться, не испугавшись длинного и монотонного пути.

До 18 мая