Zurich больше не хочет нести убытки в России

Zurich Insurance Group продает свой бизнес в России. Опрошенные «Ведомостями» страховщики и эксперты говорят, что момент для продажи не самый удачный
Gianluca Colla/ Bloomberg

Российское подразделение международной консалтинговой компании КПМГ ищет покупателя на компанию, занимающуюся розничным страхованием и страхованием малого бизнеса, рассказали «Ведомостям» несколько участников рынка. Продавец - «международная страховая группа». Представитель КПМГ отказался назвать продавца. Два собеседника «Ведомостей» говорят, что это Zurich Insurance Group, а продается ООО «СК «Цюрих».

СК «Цюрих» раньше называлась СК «Наста», Zurich завершила сделку по ее приобретению в 2008 г. всего за $465 млн. В переименованную «Насту», которая занималась в основном розничным страхованием, Zurich передала и свой корпоративный российский бизнес.

Представитель группы «Цюрих» вчера отказался сказать, продается ли компания. Он дал такие комментарии: «Zurich намерена сосредоточить инвестиции в сегментах, имеющих значительные преимущества (корпоративный, коммерческий, средний бизнес, а также избранные розничные сегменты) <...> Российский бизнес развивался не в полном соответствии с нашими ожиданиями, поэтому сейчас мы пересматриваем наш розничный портфель в России. Решение о пересмотре портфеля распространяется только на розничный сегмент. Мы намерены сохранить и развивать наш прибыльный и эффективно построенный корпоративный бизнес в России». Как именно «Цюрих» собирается разделить свой бизнес, представитель не говорит.

Скорее всего Zurich сохранит за собой в России Global Corporate - страхование бизнеса своих глобальных клиентов, а «Цюрих» продаст, предполагают собеседники «Ведомостей».

«Цюрих» входит в двадцатку крупнейших российских компаний: за три квартала 2013 г. ее сборы составили 6,5 млрд руб., при этом на розничный сегмент пришлось 4,3 млрд руб., а на корпоративный - 2,2 млрд руб. Два источника, знакомых с презентацией КПМГ, говорят, что там есть результаты «Цюриха» по МСФО за 2013 г. и из них следует, что комбинированный результат от страховой деятельности (отношение расходов на урегулирование убытков к сборам) сильно превышает 100%.

«Цюрих» давно сокращает розничный бизнес, доставшийся ему с «Настой». По МСФО убыток группы за 2011-2012 гг. составил 1,9 млрд руб. (см. рисунок), хотя компания получала от акционера финансирование - 2,795 млрд руб. Компания оптимизировала расходы: если на конец 2010 г. у нее было 64 филиала по стране, то к концу 2012 г. осталось 37. Но и оптимизация требовала расходов: только в 2010-2011 гг. «в рамках программы по оптимизации основных бизнес-процессов, направленной на достижение эффективной структуры корпоративного управления и развитие страхового бизнеса группы», было потрачено 878 млн руб. Средства пошли на централизацию урегулирования убытков, расходов на ведение дела, казначейства, бухгалтерского и операционного учета.

Опрошенные «Ведомостями» страховщики большого интереса к покупке «Цюриха» не выказали.

«Все зависит от того, что именно продается, у компании есть интересный портфель индустриального бизнеса. А убыточное ритейловое направление - это наследство «Насты» с ее автомобильным страхованием», - рассуждает гендиректор СК «Эрго Русь» Александр Май. По его мнению, «Цюриху» придется поискать покупателя. «Госструктурам в настоящее время подобные приобретения вряд ли интересны, а банки уже в массе обзавелись кэптивами.

Это грустная ситуация, когда идет не привлечение, а отток иностранного капитала с рынка. Не лучший сигнал для инвесторов и клиентов», - заключает Май.

«Мы не рассматриваем подобные предложения», - замечает первый заместитель предправления «Согаза» Николай Галушин. По его мнению, «никому из основных игроков в текущей ситуации на рынке «моторный» портфель интересен не будет».

«Компанию можно было бы оценить с мультипликатором в 0,7 от сборов за прошлый год, что будет явно меньше цены, за которую покупали в свое время «Насту», - говорит замдиректора «Эксперт РА» Павел Самиев. Если взять за основу сборы 2012 г., которые составили 6,9 млрд руб., получается цена в 4,8 млрд руб., или около $135 млн, - почти втрое меньше. Самиева удивляет «момент, выбранный для поиска покупателя: интереса у инвесторов к российскому страхованию откровенно нет».