От любви до ненависти

Знаменитая певица Лилли Леман в роли Брунгильды, фото 1900 года

Еврейский музей Вены показывает выставку «Эйфория и дискомфорт», посвященную отношениям Рихарда Вагнера и австрийской столицы. Отношения с самым музыкальным городом на свете складывались непросто, тем более отношения с еврейской Веной, вокруг которых выстроена экспозиция.

С одной стороны, у него было множество поклонников - от Малера и Шенберга до Берга и Рихарда Штрауса. По числу вагнерианцев на рубеже веков дунайская метрополия могла дать фору всей Европе. С другой - здесь работали самые яркие и яростные критики Вагнера. Тексты Эдуарда Ганслика и сегодня не потеряли блеска.

Композитор их не любил - и как подвергнутый суровому разбору автор (а он-то сомневался в своей гениальности), и как антисемит, чьи взгляды выглядели порой едва ли не карикатурно. При этом он нежно относился к поставившему «Лоэнгрина» Иоганну Штраусу-сыну (а ведь тот был еврейских кровей), знаменитые же береты Вагнера, в которых он запечатлен на многих портретах, шила ему венская еврейка.

Кураторы подробно разбирают историю печально знаменитой статьи Вагнера «Еврейство в музыке», опубликованной под псевдонимом в 1850 году (для современников авторство не было секретом) и переизданной с дополнениями 19 лет спустя. В России Вельский районный суд Архангельской области внес ее в 2012 году в Федеральный список экстремистских материалов, но сам текст доступен, что позволяет изучать историю культурного антисемитизма. Впрочем, еврейских поклонников Вагнера тот не пугал. В Вене напоминают: «Тангейзер» звучал на сионистских конгрессах, а основатель сионизма Теодор Герцль был вагнерианцем.

«Присвоение» Вагнера нацистами изменило к нему отношение. Выставку завершает рассмотрение ситуации с (не)исполнением Вагнера в Израиле. Попытки организовать там концерт из произведений Вагнера безуспешны, он звучит обычно на бисах, часто - после затяжной полемики музыкантов с залом. Игравших его дирижеров - среди них Зубин Мета, Даниэль Баренбойм и Менди Родан - атаковали консерваторы, депутаты кнессета хотели объявить Баренбойма персоной нон грата. Да, говорят авторы каталога к выставке, Вагнера можно бойкотировать. Но без него был бы иным и весь модерн, и нынешняя культура в целом.

Выставка открыта до 16 марта