Колонка консультанта: День корпоративной благотвори­­тельности

Вы знаете, какая из компаний больше всего потратила на благотворительность по итогам года? Например, в США Wells Fargo & Company выделила почти $316 млн наличными (1,6% от прибыли до налогообложения), большая часть которых пошла на программу «Лифт для соседа» организации «Работа по соседству». Средства предназначены для выделения грантов тем, кто впервые покупает жилье в районах, наиболее пострадавших от кризиса недвижимости. А еще $6,7 млн было выделено на награды некоммерческим организациям, которые развивают альтернативные финансовые услуги и социальное предпринимательство в бедных районах.

Крупнейшим жертвователем товаров в прошлом году опять стал Wallmart Stores, передавший более 420 млн фунтов еды в рамках борьбы с голодом, а его региональные отделения, кроме того, выдали грантов более чем 50 000 (!) некоммерческих организаций.

А на днях «Майкрософт» объявил, что в 2013 г. сумма его пожертвований составила $113 млн, получателями которых стали более 19 000 некоммерческих организаций, и все это благодаря программе софинансирования пожертвований сотрудников. Только в Вашингтоне сотрудники компании собрали $59 млн почти для 5000 НКО.

Об этом пишут деловые издания, об этом говорят некоммерческие организации, об этом знают граждане, потому что компании вносят значительный вклад в развитие тех стран, городов и районов, где они работают, где живут их сотрудники и расположены партнеры, и делают это гласно, активно, понятно. И поводом для разговора об этом является не только очередной конкурс на лучший социальный проект или дискуссия в профессиональном сообществе об эффективности вложений, но и банальное подведение финансовых итогов компании, презентация новой линии товаров или пуск нового цеха.

Как относиться к корпоративной благотворительности в нашей стране - окончательного вердикта все еще нет. С одной стороны, традиции меценатов, Серебряный век, самая передовая (по тем временам) система призрения обездоленных, правила поведения в обществе и т. д. С другой - мифы о невероятных откатах на благотворительности, рассмотрение благотворительности как элемента маркетинга и части победившего пиара, подозрения в налоговых махинациях. С одной стороны, понимание государства, что в одиночку с имеющимся объемом социальных обязательств уже не справиться, с другой - подозрения в укрывательстве средств, которые могли бы пойти на существующие и еще только планируемые мегапроекты. С одной стороны, ожидание поддержки от некоммерческих организаций, наличие опыта и идей, которые могут быть реализованы вместе, с другой - элементарная нехватка общественных организаций в каждом регионе, не всегда высокий профессиональный уровень и неумение работать в партнерстве.

В перечисленном много верного, но главное - все это в основном относится к очень крупному российскому бизнесу и его возможностям и планам в социальной сфере. Наши компании также предоставляют гранты общественным организациям, обучают социальному предпринимательству, создают программы частных пожертвований сотрудников и развивают услуги pro bono. В прошлом году участники проекта «Лидеры корпоративной благотворительности» потратили на самые различные проекты в социальной сфере 11,5 млрд руб. - и это только 63 компании!

Но благотворительность тем и интересна, что дает возможность даже небольшому предприятию, даже очень среднему лавочнику проявить себя. Ведь дело тут не только в том, сколько потрачено средств, а что было сделано и как.