Воспитание Болотной

Обвиняемые в беспорядках на Болотной, не признавшие вину, получили сроки меньшие, чем их подельник, пошедший на сделку с правосудием. Все они скоро получат право выйти по УДО. Это мягкое наказание в воспитательных целях, считает эксперт
Д.Абрамов/ Ведомости

Суд приговорил семерых фигурантов Болотного дела к реальному лишению свободы на сроки от двух лет и шести месяцев до четырех лет «с учетом характера и степени фактического участия» в массовых беспорядках, пояснила в приговоре судья Наталия Никишина. Александре Духаниной единственной назначено условное наказание - три года и три месяца условно. Длительный испытательный срок (он составит три года) поможет избежать повторения, считает суд.

Вину подсудимых по обеим инкриминируемым им статьям (участие в массовых беспорядках и сопротивление представителям власти) суд счел полностью доказанной. В приговоре отмечается, что давка была спровоцирована другими людьми и это «обусловило возникновение у подсудимых умысла на подобные действия». Но они «активно включились в стихийные действия, осознавая свое участие в возникших беспорядках».

Например, Степан Зимин виновен в умышленном применении насилия, так как «не менее трех раз бросил куски асфальтового покрытия в сотрудника полиции». Духанина швырнула в сторону полиции восемь кусков асфальта и одну пустую бутылку. Сергей Кривов «грубо нарушал общественный порядок: толкнул полицейского, чтобы помешать задержанию другого лица», а Алексей Полихович сбросил руку полицейского с задержанного. Артем Савелов «хватал полицейского за кисти рук, форменное обмундирование, причиняя своими противоправными действиями физическую боль». Денис Луцкевич вырывал из рук омоновца шлем. Ярослав Белоусов ударил полицейского в плечо, а Андрей Барабанов - по туловищу.

Доводы защиты об отсутствии события преступления суд счел надуманными. Жалобы на противоправные действия полиции, следует из приговора, также «надуманны и свидетельствуют о намерении уйти от ответственности за содеянное». Защита доказывала, что власти спровоцировали давку, изменив без уведомления маршрут шествия, а действия сотрудников полиции были чрезмерно жестокими. Но обсуждение действий полиции не относится к предмету судебного разбирательства, решил суд, и обсуждение вопросов организации митинга также выходит за рамки процесса.

Адвокат Белоусова Дмитрий Аграновский назвал приговор «относительно гуманным»: могли дать и больше, хотя на самом деле не за что. Прокуратура требовала для фигурантов «болотного дела» от пяти до шести лет лишения свободы. «Судя по объему приговора, огласить его можно было еще в пятницу, - говорит Аграновский. - То, что это не было сделано, свидетельствует о каких-то сомнениях в принятии политического решения. Есть впечатление, что приговор был переработан в сторону смягчения». Белоусову и Савелову наказание назначили «ниже низшего».

Адвокат Полиховича Алексей Мирошниченко говорит, что столь резкое снижение назначенного наказания по сравнению с запрошенным нетипично. Обычно так происходит, если вина подсудимого не доказана, потому что наши суды не оправдывают в принципе, объясняет он. Но это дело «политическое», и что в данном случае повлияло на принятие решения, угадать невозможно.

В ноябре 2012 г. тот же Замоскворецкий суд вынес первый приговор по «болотному делу»: предприниматель Максим Лузянин приговорен к 4,5 года лишения свободы. Лузянин полностью признал вину и заключил соглашение со следствием, поэтому его судили по упрощенной процедуре и наказание не могло превышать двух третей от максимально возможного.

Его адвокат Сергей Шушпанов говорит, что дело политическое, поэтому оценивать решения суда с правовой точки зрения бессмысленно. Обычно обвиняемых в сопротивлении представителю власти даже под стражу не берут, отмечает он. Например его клиент, провезший сотрудника ГИБДД на капоте, отделался штрафом в 100 000 руб.

Пятеро участников массовых беспорядков на Манежной площади получили год назад от двух до четырех лет лишения свободы, за исключением Игоря Березюка, который предлагал за участие в беспорядках деньги подросткам и был приговорен к 5,5 года.

Профессор ВШЭ, бывший кремлевский чиновник Олег Матвейчев считает, что наказание болотным активистам назначено «в воспитательных целях» - с учетом отсиженного и возможного УДО их пребывание в колонии скорее всего сведется к минимуму. Этого достаточно, чтобы наука запомнилась на всю жизнь, но не сделает их профессиональными революционерами.

С некоторой натяжкой складывается впечатление, что сроками фигурантам «болотного дела» власть действительно хочет показать, что не намерена обострять эту ситуацию, но в то же время не готова отступать назад, говорит политолог Андрей Рябов.