Цифра недели: $19 млрд


На прошлой неделе Facebook совершил рекордную сделку. Компания купила за $19 млрд мобильный мессенджер WhatsApp. По данным Bloomberg, это крупнейшая сделка с момента «слияния века» в 2001 г. телекоммуникационных гигантов Time Warner и AOL на $124 млрд.

В день объявления сделки со всех сторон послышался ропот: «$19 млрд? За что? Ведь WhatsApp - это всего лишь мобильный мессенджер». Больше того, внутри WhatsApp нет рекламы, а монетизируется сервис небольшими платежами пользователей. Так за что же Марк Цукерберг заплатил почти десятую часть капитализации самого Facebook?

Прежде всего за аудиторию. WhatsApp меньше чем за пять лет удалось довести ежемесячную аудиторию до 465 млн пользователей. И каждый день аудитория сервиса растет на 1 млн человек. Уже сейчас у WhatsApp активных пользователей почти вдвое больше, чем у Twitter, и всего в 2,5 раза меньше, чем у Facebook - крупнейшей в мире социальной сети. В понедельник на мобильном конгрессе в Барселоне Цукерберг заявил, что не так уж и дорого заплатил за WhatsApp: «В реальности в мире существует очень мало сервисов, способных привлечь миллиард пользователей, и WhatsApp - один из них».

WhatsApp удалось удвоить аудиторию всего за год, тогда как сам Facebook такими темпами уже не растет. Такое ощущение, что Facebook исчерпал потенциал роста и пытается сейчас изменить ситуацию разными способами - развитием мобильных сервисов и приобретениями. Соцсетью пользуется 1,2 млрд человек, но в мире около 7 млрд жителей. А такие крупные рынки, как Китай и Россия, компании покорить пока не удается - в обеих странах доминируют местные социальные сети. Поэтому Цукерберг вместе с операторами и производителями устройств учредил проект Internet.org, который должен помочь сделать более дешевым доступ в интернет в развивающихся странах - там, где живут потенциальные пользователи Facebook, которые пока не могут себе позволить купить дорогой смартфон.

Еще одна проблема, с которой скоро может столкнуться Facebook, - отток молодой аудитории. Впервые о снижении числа активных пользователей среди тинейджеров в прошлом году заявил финансовый директор Facebook Дэвид Эберсман. А социологический опрос Pew Research Center показал, что, например, американские тинейджеры «бегут из Facebook» от родительского контроля.

Куда же они уходят? Одного такого сервиса нет - с развитием мобильного интернета у пользователей появилось много альтернатив крупным социальным сервисам - это фотосервис Instagram, мессенджеры Snapchat, Line и WhatsApp, видеосервис Vine, сервис микроблогов Tumblr. Недавний опрос аналитиков GlobalWebIndex показал: несмотря на то что Facebook все еще популярен у подростков, они вдвое чаще, чем взрослые, общаются через другие мобильные приложения. Цукерберг это хорошо понимает и хочет сделать так, чтобы конкурирующие стартапы стали частью Facebook: в 2012 г. соцсеть приобрела Instagram за тогда рекордный $1 млрд, в прошлом году она вела переговоры о покупке Snapchat и вот теперь купила WhatsApp. $19 млрд за WhatsApp выглядят разумно, если это часть инвестиций Цукерберга в будущее.