Нравиться естественно

Гарри Виногранд фотографировал женщин на улице, они ему нравились. На выставке «Женщины прекрасны» публике они тоже нравятся
Гарри Виногранд. Из серии «Женщины прекрасны»/ Garry Winogrand, diChroma

Название выставки Гарри Виногранда «Женщины прекрасны» можно было бы уточнить прилагательными «свободные» и «раскрепощенные», а если уж совсем честно, то еще и с открытой грудью. Не то чтобы фотограф фокусировался именно на этой выдающейся части женского тела, но в редком из 85 снимков, показанных в «Мультимедиа арт музее» на выставке из собрания Лолы Гарридо, у героини или персонажей кофточки застегнуты на все пуговицы. Как правило, груди тесно в узких лифчиках и обтягивающих майках, ее не удержать за глубокими вырезами.

И ничего непристойного, никакой зацикленности, просто на фотографиях вечный май и готовность радоваться. А как грустить, если ты молода, тебе нигде не жмет и фотограф смотрит на тебя с удовольствием.

Виногранд - настоящий американский шестидесятник, как пишут энциклопедии, классик уличной фотографии, утвердивший стиль свободного фотографирования. В отличие от учителей и предшественников, он не стремился сделать классный кадр, выдернув из уличного потока что-то значительное или забавное. В этой серии его интересовали только женщины - одухотворенные и стройненькие, неловкие пышечки, с младенцами на руках, с сигареткой в зубах, идущие на марше протеста, болтающие на скамейке, беззаботно выставив вперед голые ножки, отплясывающие на вечеринках. Все они и вправду прекрасны, потому что естественны. В общем, бывает все на свете хорошо, когда я шагаю по Нью-Йорку.

Сегодня трудно понять, что такого особенного в фотографиях Виногранда, многие и давно снимают поток жизни так же. Не ждут события, не ловят момента, не ограничивают кадр рамкой. Но Виногранд был в этом деле пионером. Нравящиеся ему женщины - тоже. В отличие от матерей, они не подкрашивали губки, не крахмалили юбки, не ходили в парикмахерскую и не следили за своими манерами. И с нижним бельем у них было все по-другому, свобода - так свобода, отречемся от шляпок и лифчиков.

В том и отличие снимков Виногранда 60-70-х от современных, что в них видно, как здорово быть самим собой и не вставать в позу ни перед фотографом, ни перед старыми правилами. Мы сейчас такой свободы не ценим, не замечаем, она нам привычна, вот и нынешние фотографии в стиле Виногранда не особенно радуют.

До 23 марта