Бабочкин бизнес

Галстуки-бабочки впорхнули в моду два года назад, уверяют эксперты. Но вместо классических однотонных аксессуаров бабочки теперь яркие, разноцветные, с принтами. И носят их не только джентльмены
Основательница компании Cocco Bello до сих пор шьет бабочки вручную/ А. Махонин/ Ведомости

В самом начале марта два года назад Гузель Санжапова проснулась и поняла, что ей просто жизненно необходим галстук-бабочка. «Настроение было такое», - смеется она. Бабочку ей подарили, и она тут же отправилась в офис компании SАР, где тогда работала. Мужчин в департаменте такой аксессуар на хрупкой девушке не оставил равнодушным. Выслушав море комплиментов, под конец дня она получила еще и строгое внушение от начальника - «без бабочки не приходи». «Я пошла искать в магазинах красивую бабочку. Но не смогла найти ничего подходящего, - рассказывает Санжапова. - И тогда мы с подругой решили сшить бабочку сами».

Пировали, веселились

До этого Гузель рукоделием не увлекалась. И первая бабочка получилась комом. Но затея подруг увлекла. Они сшили еще несколько бабочек, экспериментировали с расцветками и тканями. А спустя пару месяцев друзья, знавшие про дизайнерские подвиги, позвали Санжапову поучаствовать с бабочками на дизайн-маркете в Музеоне.

«К концу дня мы с удивлением обнаружили, что продали все 40 бабочек по 1000 руб. за каждую. Вернули вложения на покупку швейной машинки и тканей и хорошо провели время в компании», - рассказывает Санжапова. А через несколько дней Гузели позвонила Ланна Камилина, владелица сети дорогих салонов красоты, и сказала, что хочет, чтобы бабочки продавались в ее салонах. Готовых бабочек не было. Да и ставить их пошив на поток Санжапова не помышляла. Но не отказываться же от такой возможности! «Тогда мы поняли, что для продажи в таком месте нужна упаковка. Нужно думать о брендировании, о позиционировании, - всплескивает руками Санжапова. - Повезло, что моя подруга Наталья - дизайнер-верстальщик. Первые деревянные ящички для упаковки мы мастерили тоже сами».

Название для компании - Cocco Bello - родилось у Санжаповой еще за несколько лет до бабочек, когда в студенческие годы она с друзьями затевала производство авторских открыток. Бизнес не случился, а название осталось. Его, по словам Гузели, ей подсказали продавцы кокосов на пляжах в Италии.

Убедившись за лето, что спрос на подобные аксессуары в Москве есть, а конкурентов немного, Санжапова решила найти постоянные точки продаж и написала владельцам шоурума «Хохловка Original», продающего одежду и аксессуары российских дизайнеров. Потом Cocco Bello попала на «Винзавод», а в 2013 г. - и в «Цветной». «Они были первыми и запустили локальную моду на бабочек в Москве», - считает Мария Потудина, совладелица магазина «Хохловка Original».

Домашние заготовки

В 2012 г. дизайнерские маркеты были на пике моды. За два дня удавалось выручить 50 000-60 000 руб., а на предновогодних продажах - и 100 000 руб. Даже когда у Cocco Bello появились первые точки продаж в магазинах, именно маркеты и собственные продажи через соцсети приносили основную выручку. Маятник в сторону магазинов качнулся лишь во второй половине 2013 г., когда Санжапова уволилась из SАР и полностью сосредоточилась на своей компании. «Сейчас два новых магазина стоят в очереди и ждут, пока мы сошьем им бабочки, - уверяет Санжапова. - В мертвый для розницы январь 2014 г. мы поставили в магазины 350 бабочек по их заявкам. А за предновогодние ноябрь - декабрь - около 1000. Сейчас уже никому не пишем сами. У нас есть лимит возможностей, и мы его практически достигли». Через странички в «В контакте» и Facebook Гузель ежемесячно продает, по ее словам, от 60 до 100 бабочек. За год - с марта 2013 г. по март 2014 г. - оборот Cocco Bello приблизился к 3 млн руб.

В месяц усидчивые девушки выдают около 100 хлопковых и 50 шелковых моделей. В запасниках у Гузели припрятано около 300 видов шелка. Практически все ткани она привозит из-за границы. Пробовали привлекать швею, которая шила заготовки, но потом с ней расстались - устали переделывать брак. За два года конкуренция выросла, отмечает Санжапова. Выигрывать на рынке, считает она, можно только за счет качества. «Мне сейчас даже страшно думать, что за бабочки мы продавали на первом маркете», - смеется Санжапова.

Налетели разноцветные

С новичками Санжапова, по ее словам, не конкурирует. «Очень достойно шьют The Chehov, - признает она успехи коллег. - Аксессуары для настоящего джентльмена». Chehov начинался в 2012 г. с шерстяных галстуков. Они и сейчас основное изделие компании, бабочки добавили по просьбам покупателей. Изначально в ассортименте было четыре модели, сейчас - 15. «Половина наших покупателей - мужчины, которые носили галстук-бабочку до того, как появились разговоры о тренде, - они покупали бабочки за границей, - говорит Георгий Склезнев, основатель марки The Chehov. - Ну и, конечно, девушки покупают наши изделия в подарок».

Еще в одной российской компании, Paul Rocket, производство бабочек от всего количества аксессуаров занимает примерно 80%. «Мы также шьем галстуки, нагрудные платки, изготавливаем ремни и браслеты», - перечисляет Ольга Блюмерт, менеджер по продажам компании. Рынок бабочек довольно конкурентный, одни из самых узнаваемых на нем брендов - российские марки «Чехов» и «Инженер Гарин», но, несмотря на это, спрос есть, говорит Блюмерт: «Вначале мы думали, что основными покупателями станет молодежь, но чаще бабочки покупают офисные служащие, люди искусства, банкиры». По мнению Блюмерт, новым игрокам делать ставку только на бабочки неперспективно. «Наценка на этот аксессуар небольшая - около 30%, без расширения ассортимента не обойтись», - уверена она. Конкурировать можно за счет доступной цены, хорошего качества (Paul Rocket использует до 300 видов тканей, которые привозит из Италии, Америки и Японии), интересной упаковки, подчеркивающей фирменный стиль, и необычного сайта (он должен быть еще и познавательным, т. е. давать рекомендации людям, с чем можно носить бабочки), перечисляет Блюмерт.

«Многие довольно быстро перескакивают с бабочек сразу на одежду, замахиваются на большую линейку, но только размывают ресурсы», - считает Санжапова.

Битва с урожаем

У нее самой на то, чтобы замахнуться на нечто большее, ушло два года. Гузель задумала линейку рубашек, которую представит на ламбада-маркете в «Цветном» в начале апреля. Говорит, что заняться рубашками ее тоже вынуждает острый дефицит на рынке подходящих ей самой рубашек - простых, классических мальчиковых, но для девочек. Пока придумано два разных лекала - рубашка классическая, более прямая длинная и под запонки, и с пуговками, повседневная. Экспериментировать будут с воротничками и расцветками.

В запуск первой партии из 150 рубашек Санжапова инвестировала 300 000 руб. Но надеется, что, когда размерную линейку удастся стандартизировать, снизится и стоимость процентов на 30.

Заказ первой партии она разместила в ателье своей тети в Красноуфимске Свердловской области. Тетя, по словам Гузель, - классная закройщица. Но с заказами в маленьком городке не густо. Санжапова говорит, что хотела помочь людям с работой, обеспечить заказами, готова была вложиться в современное оборудование, поскольку убедилась, что даже на старых машинах мастерицы выдают качественную работу. Но о долгосрочном сотрудничестве пока не договорилась. «Пересаживаться на новые машины люди не хотят. И сразу предупреждают, что в летнее время работать им некогда - огород, - обескуражена Санжапова. - Если не убедим швей в Красноуфимске, что огород вторичен, придется запускать свое производство». В этом случае мастерскую она откроет в Екатеринбурге. Убеждена, что в Москве все ориентированы на быстрый заработок и не несут ответственности за работу. В этом она не раз убеждалась, когда пыталась найти швей для бабочек.

Если история с рубашками выстрелит, к осени Санжапова обещает замахнуться на качественные женские пальто из хорошей ткани, которые будут стоить в пределах 15 000 руб., мечтает она. Сейчас нечто похожее, по ее словам, стоит в Москве около 30 000 руб. Но продавать (или покупать) пальто по цене, сопоставимой с месячной зарплатой ее мамы - фельдшера «скорой помощи», - рука не поднимается.