Долги автомобилистов


В прошлом году Сибирский федеральный округ (СФО) стал в России лидером по среднему размеру переданного коллекторам проблемного автокредита - 480 000 руб., сообщила Национальная служба взыскания (НСВ). Средний срок задолженности по автокредитам - 664 дня, в то время как в среднем по России - 608 дней.

Объем российского рынка автокредитования за 2013 г. вырос на 34% до 1,2 трлн руб. Просроченная задолженность по автокредитам за год увеличилась на 43% и достигла 42 млрд руб., сообщает НСВ. В Сибири просроченные долги, отданные коллекторским агентствам, за год выросли на 13,8% - с 3,2 млрд до 3,64 млрд руб., уточнила пресс-служба НСВ. По этому показателю СФО занял 3-е место. На увеличение просроченной задолженности определяющее действие оказал рост рынка автокредитования в 2012-2013 гг., считают аналитики НСВ. При этом падение продаж новых автомобилей в 2013 г. (на 5,5%, по данным Ассоциации европейского бизнеса) рынок компенсировал за счет роста доли кредитных автомобилей (с 29 до 46%, по данным Национального бюро кредитных историй).

В 2013 г. «ВТБ 24» в Новосибирске выдал 2096 автокредитов (+84% к 2012 г.) на 1,2 млрд руб. (+53%), сообщила «Ведомостям» пресс-секретарь «ВТБ 24» по СФО Лариса Кузнецова. «Динамика есть, спрос, хоть и не такой большой, как в 2010-2011 гг., сохраняется, несмотря на сложную ситуацию на авторынке», - отмечает она. Размер просроченной задолженности по автокредитам Кузнецова не назвала, но сообщила, что она одна из самых низких среди кредитных продуктов. «Залоговые кредиты (ипотека и автокредитование) традиционно отличаются высокой платежной дисциплиной со стороны клиентов», - объяснила она. Средний срок автокредита в «ВТБ 24» - 3-5 лет, средняя сумма - 500 000-700 000 руб. За последние два-три года эти показатели существенно не менялись, говорит Кузнецова.

А вот у Сибирского банка Сбербанка в 2013 г. объемы автокредитования снизились на 27,8% до 1,6 млрд руб., сообщила пресс-служба банка. Количество выданных кредитов уменьшилось по сравнению с 2012 г. на 30,7%.

Руководитель направления развития автокредитования «МДМ банка» Константин Мокин, не называя цифр, говорит, что и в его банке спад продаж сказался на темпах кредитования. Он отмечает, что конкуренция в банковской сфере, появление на рынке кэптивных банков, обслуживающих интересы конкретных автопроизводителей, заставляет игроков пересматривать подходы к автокредитованию и предложения для клиентов. По словам Мокина, «МДМ банк» планирует оптимизировать продуктовую линейку, расширить список партнеров - автодилеров и автопроизводителей.