Вещь недели: Погоны генерала полиции

Д.Абрамов/ Ведомости

Увольнение на прошлой неделе начальника Главного управления экономической безопасности и противодействия коррупции (ГУЭБиПК) МВД генерала Дениса Сугробова и арест в среду его заместителя Бориса Колесникова, по словам их коллег, означает фактический конец этой службы в том виде, в каком она была создана в 2011 г. после прихода туда Сугробова. И он, и Колесников - одни из самых молодых оперативников МВД, получивших погоны генералов полиции. В момент их прихода в это управление было заявлено, что неприкасаемых в сфере борьбы с коррупцией не будет. И действительно, дело об откатах при закупке томографов касалось учреждений администрации президента, дело о коррупции при ремонте петербургских коммунальных сетей («трубное дело») касалось видных чиновников Смольного.

Однако, как следует из оглашенных в суде материалов дела Колесникова, борьба с крупномасштабной коррупцией привела, как в сказке о золотой рыбке, к попытке привлечь за коррупцию начальника службы одного из самых влиятельных управлений ФСБ - управления собственной безопасности (УСБ). Когда информация о том, что подчиненные Сугробова обвиняются в провокации взятки большому начальнику с Лубянки, только была опубликована, в это, скажем прямо, не верилось. Исходя из известной информации о субординации между МВД и их «старшими братьями» с Лубянки казалось, что с тем же успехом оперативники ГУЭБиПК МВД могли бы попробовать провести оперативный эксперимент по передаче взятки, скажем, премьеру или президенту России. Тем не менее вчера в Басманном суде Колесников не стал отрицать сам факт разработки в отношении офицера УСБ ФСБ, заявив, что, по информации полицейских, в его качестве мог выступать лжечекист (подобных фальшивых генералов всевозможных спецслужб неоднократно ловили оперативники МВД). Правда, как-то не верится, что у полицейских не было возможности проверить, является ли чекист Игорь Демин настоящим или фальшивым. Вместе с Колесниковым под расследование попали не только офицеры полиции, но и их агенты (или работающие под прикрытием полицейские), такие, как Сергей Пирожков, о подвигах которого на ниве агентурного проникновения в экономическую преступность легко можно найти множество материалов на всевозможных компромат-сайтах. Есть даже версия, что именно такие агенты и подвели под дело офицеров ГУЭБиПК, став, так сказать, двойными агентами и решив, что ФСБ - более надежная организация.

История ГУЭБиПК чем-то напоминает историю подразделений по борьбе с оргпреступностью конца 90-х - служб, которым тоже дали карт-бланш в борьбе с наиболее опасным на то время видом криминала. Но в ходе этой борьбы они настолько увлеклись, что пришлось бороться уже с ними.