Плохая новость: Россия как Сириус 6Б


В фильме «Крикуны» люди забросили на планету Сириус 6Б роботов, которые самостоятельно строили себя и чинили, обучались и решали боевые задачи. У них вроде бы все получалось. Успокоенные люди улетели на несколько лет, а когда вернулись, оказалось, что роботы забыли, для чего были созданы, и теперь воспринимают своих творцов как объект для уничтожения.

Несколько дней назад ремейк этого сюжета можно было наблюдать в самом центре Москвы. По Тверской улице ходили люди, которых время от времени просто так хватали, запихивали в автозак и увозили в отделение. Милиция делала совсем не то, для чего, кажется, создана.

Много написано о том, что правоохранительная машина давно уже не соответствует нормальным обывательским представлениям о том, чем она должна заниматься на самом деле. Что сотрудники милиции, как крикуны, настолько давно и долго живут сами по себе, реагируют на одним им известные стимулы, проходят никому не понятный отбор, что теперь их и не узнать. Но одно дело - анализ, а другое - наглядная демонстрация. Ничто так не обнажает перверсию, как демонстрация нормы. Стоит прийти и постоять напротив «Националя», не выкрикивая даже лозунгов, и огромная пропасть между должным и наблюдаемым становится очевидной.

Сила нормальности в том, что она гораздо убедительнее пытающейся оправдаться действительности. Можно сколько угодно цитировать репрессивные законы, регулирующие в России свободу собраний, но двухминутный ролик задержания Алексея Навального не оставляет сомнений в том, кто тут прав.

Это происходит совсем не только в милиции и судах. Несколько лет назад наблюдатели, решившие узнать, как устроены выборы, были ошарашены тем, насколько реальный подсчет голосов отличается от честного. Их недоумение быстро транслировалось в довольно широкий протест. Каждый гражданин прекрасно понимает, что нормальная ситуация - это честный подсчет голосов, а любые оправдания фальсификаторов, любые ссылки на гипотетическую «истинную поддержку» кандидатов ничего не стоят.

Тот же принцип относится и к другим учреждениям, созданным когда-то для общественного блага. Журналист Вера Шенгелия призывает волонтеров ездить в интернаты для умственно отсталых детей. «Как только [туда] начнут ходить волонтеры, интернаты перестанут быть гетто... Там появятся люди, которые не будут воспринимать ребенка как единицу складирования». Не нужно читать должностных инструкций, чтобы изменить отношение к проблеме: каждый родитель прекрасно знает, как нормально относиться к детям.

Очень важно отстаивать норму. Важно напоминать о ней людям, которые отказались от нее по каким-то, пусть самым уважительным, причинам. В каких бы обстоятельствах они ни работали, чего бы от них ни требовало начальство, все они в глубине души носители нормы. Людей нельзя сажать в тюрьму просто так, детей нельзя бить, бюллетени нельзя перекладывать из стопки в стопку. Нельзя врать и воровать, и тем более нельзя воровать миллиардами и называть черное белым.

Чтобы менять жизнь к лучшему, демонстрация нормы не должна даже быть массовой. Она требует усилий небольшого числа людей, десятков тысяч. Записаться наблюдателем, стать волонтером, выйти на улицу за свои убеждения. Иначе у нас будет Сириус 6Б.