Минимализм и православие

Серия «Великопостных концертов» началась в Большом зале Петербургской филармонии с «Плача Адама»

Cэр Джон Тавенер: британец, друг принца Уэльского, композитор. В музыке его традиции английской музыки сплетены с влияниями Востока; православный.

Арво Пярт: эстонец, покинувший Союз в самом конце 70-х, живет в Берлине и Таллине. Четвертую симфонию посвятил Михаилу Ходорковскому. Создатель стиля «тинтиннабули», основанного на простейших попевках, онтологически восходящего к архаической простоте григорианских песнопений; православный.

Оба имени оказались объединены в афише концерта не случайно: музыка названных авторов обнаруживает глубинное духовное сродство. Да и по строю мыслей и технологии сочинения Пярта и Тавенера образуют мягко резонирующий консонанс.

Оба пришли к православию в зрелом возрасте - осознанный выбор делал их белыми воронами, отрешая от принятой в их странах религиозной традиции. Музыка обоих стилистически тяготеет к минимализму, хотя у каждого - своя простота и свой выбор средств.

Главное же, что объединяет художественные высказывания того и другого, - исповедальная, сокровенная интонация, стремление быть предельно искренними, избегать суесловия. Музыка Тавенера и Пярта - это род музыкальной «умной» молитвы, исихастическое воспарение души в эмпиреи посредством музыки.

В этом смысле особенно впечатлил «Покров Божией Матери» (The Protecting Veil) Тавенера для виолончели и струнного оркестра. По словам автора, в этом опусе он «попытался завладеть частицей <...> космической силы Богоматери». На протяжении восьми частей, идущих без перерыва, подобно восьми византийским гласам в литургии, не умолкает скорбный голос виолончели. Отчетливые рефлексы восточной монодической традиции широкого спектра проявлены здесь в использовании лада с двумя увеличенными секундами - византийским аналогом мугамного лада Чаргях. Виолончель в руках Пабло Феррандеза плачет и рыдает, исходя слезами-ламентациями, совершенно так, как рыдает кяманча в руках традиционного музыканта. Лирико-трагический центр сочинения - пятая часть, для виолончели соло: Плач Богородицы у подножия креста. Красиво округлый, благородный тембр инструмента то понижается до неслышного шепота, то возвышает голос. Бережно и чутко поддерживал солиста оркестр «Кремерата Балтика», за пультом стоял латвийский дирижер Марис Сирмайс.

Второе отделение было отдано музыке Пярта - и на сцену вышел поистине исторический дуэт, Гидон Кремер и Татьяна Гринденко. Они сыграли, пожалуй, самый знаменитый опус Пярта - Tabula Rasa. В 1977 г. они были первыми исполнителями Двойного концерта, который им же посвящен.

Завершила концерт масштабная оратория Пярта «Плач Адама», написанная относительно недавно. Мировая премьера прошла в Стамбуле, в древней церкви Св. Ирины в 2010 г. Российская премьера состоялась сейчас. Текст афонского монаха старца Силуана посвящен горестным стенаниям и сокрушениям Адама, изгнанного из рая. По экспрессии выражения «Плач» смыкался с баховскими Пассионами. Речитации хора, мерные инструментальные пассакалии, прямые и инверсивные каноны составили плоть сочинения, одухотворенную исполнением Молодежного камерного хора (худрук - Юлия Хуторецкая) и хора оперного театра Консерватории.

И все же была в этом сочинении Пярта некоторая нарочитость, духовная тревога - тогда как музыка Тавенера дышала подлинностью, гармонией и искренностью религиозного чувства. Сэр Тавенер так и не успел исполнить свою мечту и еще раз приехать в Россию: он скончался 12 ноября 2013 г. Концерт был посвящен его памяти.