Средство против Skype

Российские сотовые операторы поборются с интернет-сервисами, в которые утекает их трафик, на территории противника. Они внедряют единый стандарт интернет-обмена сообщениями и голосовой связи
МТС и «Вымпелком» решили одолеть сервисы IP-телефонии средствами из их же арсенала/ В. Светикова/ Ведомости

В этом году МТС внедрит стандарт Rich Communication Suite (RCS) на сетях в Москве и Петербурге, а в 2015 г. - по всей России, рассказал представитель компании Дмитрий Солодовников. Инвестиции в дооборудование сетей и софт составили, по его словам, 100 млн руб. Работает над внедрением RCS и «Вымпелком», говорит его пресс-секретарь Анна Айбашева, но детали не раскрывает. По информации источника, близкого к одному из операторов, «Вымпелком» на стадии выбора поставщика.

Стандарт RCS разрабатывался с 2008 г. по инициативе группы операторов и производителей оборудования связи при международной GSM Association. В частности, среди разработчиков были Alcatel-Lucent, Ericsson, Nokia, Orange, Samsung, Telecom Italia, Telefonica. По словам Солодовникова, RCS уже работает в Германии (на сетях T-Mobile и Vodafone), Испании (Vodafone, Movistar и Orange), во Франции (Orange), в США (Sprint и MetroPCS).

Правда, данных о том, какая часть российских абонентов устанавливает на мобильные телефоны интернет-мессенджеры и приложения для IP-телефонии (софтфоны), нет. Но «Мегафон» в ноябре 2013 г. сообщал, что только его IP-приложением «Мультифон» пользуется 1 млн абонентов, напоминает аналитик iKS-Consulting Максим Савватин.

Технические характеристики RCS на сетях МТС и «Вымпелкома» будут одинаковые, чтобы их абоненты могли общаться друг с другом - звонить, обмениваться сообщениями, пользоваться видеосвязью и т. д., говорят Айбашева и Солодовников.

По данным МТС, несколько миллионов ее российских абонентов (из 75,3 млн) хотя бы иногда пользуются приложениями для интернет-коммуникаций - Skype, WhatsApp, Viber и др. Но помимо очевидных плюсов, таких как дешевизна, у этих сервисов есть и минусы - их взаимная несостыкованность и привязка некоторых из них к устройствам конкретных производителей. Например, сервис видеозвонков FaceTime и мессенджер iMessage можно использовать только на iPhone, пользователь Skype не может связаться с аккаунтом в WhatsApp, а оператор - контролировать качество связи и гарантировать доставку сообщений в чужих приложениях, объясняет Солодовников. В RCS эта проблема решается: операторы смогут ввести единые стандарты голосовой и видеотелефонии, обмена сообщениями и другими данными, говорит он. На первом этапе, по его словам, МТС планирует взимать с абонентов, подписавшихся на обмен сообщениями в RCS, ежемесячную плату в 10-20 руб., а затем расширить функционал и ввести новые модели тарификации.

Доходы операторов от мобильного интернет-доступа уже не первый год растут на порядок быстрее, чем от sms и обычных звонков. В 2013 г., по предварительным данным AC&M-Consulting, выручка российских сотовых компаний от голосовой связи прибавила около 1%, от sms-сообщений - 4%, а от мобильного интернета - более 30%. В этом году доходы операторов от звонков скорее всего начнут снижаться, то же самое случится в 2015-2017 гг. с доходами от sms, прогнозирует партнер AC&M-Consulting Антон Погребинский. Отсюда интерес операторов к RCS: видя, что сторонние провайдеры отбирают у них трафик, они учатся и сами зарабатывать на интернет-сервисах, рассуждает он.

«Мегафон» тестирует и RCS, но пока не планирует внедрять этот стандарт, так как не видит в нем явных преимуществ для абонентов, говорит представитель компании Юлия Дорохина. Она предлагает абонентам «Мегафона» пользоваться «Мультифоном» и сервисом UMS, которые позволяют звонить, отправлять и принимать сообщения через интернет. Для «Мегафона» главное - простота, удобство и функциональность продуктов, технология же вторична, говорит Дорохина.